Тема 4.Дагерротипное искусство в традициях миниатюрной живописи. 1839 – 1860-е гг.
Выдающиеся открытия в области дагерротипии. Нововведения русских изобретателей в технические параметры «дагерротипных дощечек» (сокращение экспозиции, технические приспособления, «держалки» и т.д.).
Специфические особенности дагерротипии (эффект зеркального отображения, насыщенность полутеней, информационная емкость, эмоциональная выразительность).
Цветные дагерротипы - раскраска порошковыми красками Стереоскопические снимки.
Художественные приемы оформления дагерротипов в традициях миниатюрной живописи (портреты на память в виде медальонов, брелков, колец и т.д.).
Эстетическая оценка первых дагерротипов (эффект иллюзионизма).
Достоинства и недостатки первых дагерротипов.
Жанры в дагерротипе. Портрет. Натюрморт. Пейзаж.
Мастера первых профессиональных дагерротипных ателье России:
Одно из первых дагерротипных ателье в Петербурге Альфреда Давиньона, французского поданного (1841-1847) и Г.Фоконье. Исторические портреты.
Характер работ, сделанных в период путешествия по Московской, Тверской, Петербургской, Новгородской, Владимирской, Нижегородской, Казанской губернии, весной 1843.
Путешествие по Сибири, лето 1845. Дело Третьего Отделения «О художнике Давиньоне, который в бытность в Сибири снимал портреты с государственных преступников: Поджио и др.».
Блюменталь (Александр, Фридрих, Эдуард) немецкие поданные, фирма «Братья Блюменталь из Берлина» (1846-1850-х). В 1848 «Адресе-календаре жителей Москвы» сообщалось: «Дагерротипное заведение г. Блюменталя давно уже существует, но теперь возобновлено и устроено с современным улучшением, требуемым самою дагерротипиею. Время снимания назначено от 10 часов утра до 3 пополудни ежедневно, при всякой погоде. Плата за портрет различна».
Венингер Иозеф, австрийский поданный (1843-1857), по воспоминаниям С.Л. Левицкого, был «лучшим из всех» петербургских дагерротипистов. Большинство его работ ретушировал (раскрашивал) художник М.А. Зичи. Венингер занимался репродуцированием произведений изобразительного искусства, акварель В. Гау из собраний Зимнего дворца. В 1847 один из первых освоил мокроколлодионный процесс, который широко использовал параллельно с дагерротипами.
Фирма «Т.Шнайдер и сыновья» баденские поданные, (1861-1862), занимались портретированием и видовой съемкой. Славу и популярность им принесли стереодагерротипы, которые оформлялись в специальных футлярах и снабжались оптическими устройствами.
Александровкий Иван Федорович (1840-1860-х) брат известного акварелиста, академика живописи С.Ф. Александровкого. Один из первых российских фотографов изучал дагерротипное искусство в Париже и Лондоне, участвовал в работе Всемирной выставки (1851). В 1853 открыл ателье в Петербурге, в эти же годы освоил изготовление фотографий на бумаге, у него работали ретушером И.Н. Крамской и лаборантом – М.Б. Тулинов. На рубеже 1850 - 1860-х Александровский был признан самым популярным петербургским фотографом-портретистом.
- Тематический план курса
- Раздел I. История отчественной фотографии с первой половины XIX до начала XX веков Введение
- Тема 1.«Фотография до фотографии». История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.
- Тема 2.История изобретения фотографии живописцами
- Тема 3.Первые шаги фотографии - изучение Российской (Петербургской) Академией наук фотографических методов.
- Тема 4.Дагерротипное искусство в традициях миниатюрной живописи. 1839 – 1860-е гг.
- Тема 5.Технологии раннего этапа фотографии
- Тема 6.История фотографических мастерских России
- Тема 7.Алексей Федорович Греков (а. Вокерг, и. Гутт, в.Окергиескел) – изобретатель, дагерротипист, первый российский светописец
- Тема 8.Сергей Львович Левицкий - родоначальник русской светописи
- Тема 9.Портретная фотография XIX – начала хх веков.
- Форматы и виды портретов
- Тема 10.Технологии развития негативно-позитивного метода фотографии
- Создание альбомов снимков маневров войск, быт военных лагерей, портреты военных и членов их семей н.Д. Диго в 1880-х.
- Тема 12.Этнография и фотография
- Тема 13.Особенности жанровой и пейзажной фотографии XIX века
- Тема 14.Видовая, интерьерная и архитектурная фотография Видовая, интерьерная и архитектурная фотография XIX века – документ XXI века.
- Тема 15.Пикториальная фотография новое фотографическое видение
- Тема 16.Фотографические журналы и фотографические общества XIX начала хх веков
- Тема 17.Патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Изобретатели фотографии XIX века.
- Тема 18.Научная фотография и наука о фотографии
- Тема 19.Творчество мастера репортажа к.К. Буллы.
- Мастера раннего советского репортажа.
- Раздел II. История фотографии хх века и современности Тема 20.Цветная фотография.
- Тема 22.Мастера пикториальной фотографии Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев и Александр Данилович Гринберг. Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев (1891-1979) - мастер лирического фотопейзажа.
- Тема 23. Александр Родченко – художник – фотограф.
- Тема 24.«Искусство движения» - эстетическая утопия хх века.
- Тема 25.Фотограмма или «другая фотография».
- Тема 26.Военная фотография. 1941-1945 гг. Новеллистический жанр фотоповествования.
- История снимка Роберта Капы «Гибель ополченца-лоялиста» (1936). Влияние на работу советских военных репортеров.
- Евгений Халдей легенда военного репортажа. Первый снимок – 22 июня 1941 утром на улицах Москвы, последний – на заседании военного трибунала в Нюрнберге.
- Тема 27. Советская фотография 50-70-х гг.
- Тема 28.Фотографический журнал – «Советское фото» и Прибалтийская фотография.
- Тема 29.Современная фотография
- Список литературы