logo search
Теория

20. Особенности изготовления корпусов судов

основе существующих методов постройки судов лежит предварительное изготовление частей корпуса судна в виде сборочных элементов, секций и блоков. Каждая отдельная секция должна быть достаточно жесткой. Границы плоских и объемных секций намечают по возможности в районах поперечных переборок симметрично диаметральной плоскости судна. Размеры секций выбирают с учетом габаритных ограничений перемещения их к месту сборки на стапеле, а также грузоподъемности кранов и транспортных средств. По технологическим соображениям при разбивке каркаса на элементы, секции и блоки необходимо предусматривать выполнение возможно большего объема сборочно-сварочных работ в условиях цеха при максимальном уровне механизации, а также учесть особенности сборки на стапеле. Так, носовую и кормовую части корпуса обычно выделяют в крупные объемные секции, а при использовании блочного способа сборки корпус расчленяют поперечными сечениями от палубы до киля

Большинство сборочных элементов состоит из простых листо¬вых деталей или прокатных и составных балок и рамок, имеющих обычно тавровое сечение. Для механизированной сборки и авто¬матической сварки под флюсом прямых и криволинейных балок таврового профиля используют специальные станки.

При сборке и сварке листовых полотнищ используют стенды, имеющие передвижные балки с флюсовыми подушками и электромагнитами. Балки размещают в соответствии с расположением стыков собираемого полотнища. Флюсовые подушки уплотняют стык, снижая требования к отклонениям ширины зазора по длине стыка; электромагниты фиксируют положение кромок. Тщательным подбором режима можно получить полное проплавление и хорошее формирование шва с обеих сторон при односторонней сварке на флюсовой подушке стенда без кантовки. Одностороннюю сварку листов толщиной до 10 мм с принудительным формированием обратной стороны шва иногда выполняют с помощью сварочных тракторов. В этом случае для сборки полотнища используют стеллаж, обеспечивающий свободный доступ к нижней поверхности стыков.

Листы собирают с обязательным зазором в 2...3 мм посредством скоб-планок. Формирование стыка снизу осуществляется охлаждаемым водой медным ползуном, установленным на подвеске, закрепленной на проходящей через зазор ножевой тяге. По мере продвижения трактора вдоль стыка скобы-планки сбивают.

Различают секции плоскостные, с прогибью и объемные. Сборку и сварку плоскостных секций осуществляют на плоских стендах. При этом широко применяют способ раздельной сборки и сварки продольного и поперечного наборов, позволяющий увеличить объем сварки, выполняемый автоматами. На стенд укладывают полотнище, зачищают места установки набора, устанавливают и приваривают автоматами набор главного (продольного) направления (рис. 12.2, а). Затем набор другого (поперечного) направления (рис. 12.2, б) приваривают к полотнищу полуавтоматами, а соединения набора разных направлений между собой выполняют полуавтоматами в последнюю очередь.

В производстве корпусов судов значительный объем работ составляет изготовление полотнищ и плоских секций, причем их число, размеры и масса возрастают по мере увеличения тоннажа выпускаемых судов. В соответствии с этим для изготовления полотнищ и плоских секций используют комплексно-механизированные линии с универсальным оборудованием, обеспечивающим выпуск сварных узлов широкого диапазона типоразмеров.