logo search
Собрание пестрых дел

Проблемы и аргументы

«Проблемы и аргументы» - командная состязательная форма духовной деятельности детей. Сегодня она практикуется чаще всего в старших классах, реже – в подростковых, но не исключено использование этой формы и в работе со школьниками начальных классов.

Назначение данной формы деятельности в развитии способности оценивать реальную действительность во всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам раскрывающейся для школьника жизни. Момент осмысления выступает одним из факторов развития у школьника способности к саморегулированию своего поведения. Побочным влиянием оказывается упражнение интеллектуальных сил школьника.

Организуются две команды, две группы, иногда такими группами могут стать классы в полном их составе. Поочередно выступая то в роли «аналитиков», то в роли «прагматистов», команды рассматривают один из жизненных вопросов с двух точек зрения: с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения. Представители команд выбирают из «корзины проблем» карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, например, «Духовное и материальное в жизни человека» или «Мужчины и женщины», или «Иждивенчество детей в семье», или «Способности и талант человека». Команда «аналитиков» выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы, тем самым доказывая объективность явления. Команда «прагматиков» («прагматистов») должна предложить ряд практических решений проблематичного вопроса.

Разумеется, как на всяком состязании, время для обдумывания строго ограничено, его отмеряет по часам «счетчик» (иногда шутливо это лицо получает имя «Хронос»), а если в школе имеются песочные минутные часы, то измерение времени командного обсуждения производится благодаря этому часовому прибору.

Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество предложенных решений. Конечно, такой подход кажется несправедливым, пока не вводится смена ролей команд. Первый тур состязания в своем завершении означает и смену названий команд: та, что выступала под именем «аналитиков», становится «прагматиком», и наоборот. Второй тур состязания сразу выравнивает условия, и принцип справедливости уже не вызывает сомнений.

В состязании могут принять участие и школьники из болельщиков, из публики. По окончании каждого из туров им предлагается дополнить аргументы или решения в пользу какой-то команды. Разгорается негласное состязание и между болельщиками.

Оценивает способности болельщиков один член жюри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясь на характеристиках деятельности болельщиков. «Счетчик» ведет общие подсчеты на большой доске или табло.

«Проблемы и аргументы» - очень гибкая форма, позволяющая беспредельно варьировать содержание деятельности. В эту форму можно «влить» любое проблемное содержание, как только педагоги фиксируют внимание детей на одном из явлений действительности. Например, если вдруг педагогов стало волновать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непривычному, то они могут воспользоваться игрой «Проблемы а аргументы», развернув перед детьми палитру самых различных проявлений «странного» человека. Тогда игра приобретает особое название, скажем, она может получить тему «…А не странен кто?»

Карточки предложат школьникам осмыслить с позиции аргументов и решения, как относиться к «странному» человеку, самые неожиданные проявления «странных» людей, предположим, такие: «Старуха идет в детской панаме»; «Директор школы встречает учащихся в цыганском наряде»; «Муж истратил всю зарплату на подарок жене»; «Мальчик идет по улице и поет»; «Девушка одна в лесу на поляне танцует»; «Человек, не будучи дворником, метет улицу» и т. д.

Содержанием обсуждения могут стать и проблемы школьной жизни, тогда формулировки этих проблем записываются на карточках, и дети, их выбирая, последовательно ведут осмысление трудностей школьной действительности. В ходе такой игры рождаются нередко интересные решения, которые не может не учитывать администрация школы.

Методическая сложность игры, прежде всего, заключается в соблюдении темпоритма. Четкий, не сбивающийся ритм обеспечивает активность всех участников. Достаточно быстрый темп – несмотря на то, что мысль требует времени – предотвращает утомляемость. Но соблюсти оптимальный темпоритм не так уж сложно: смена ролей команд, церемония изъятия из «корзины проблем» карточки с заданием, звучание музыкальной паузы для публики, пока команды ведут обсуждение, появление время от времени на доске цифровых оценок жюри – все это способствует сохранению веселого, живого ритма. Игра проходит легко, не утомляет детей. Число туров зависит от возраста участников. Старшеклассники могут проиграть от четырех до восьми туров. Подросткам же рекомендуется не более четырех туров.

Следует тщательно продумывать формулировки проблем, так, чтобы их лексическое содержание было понятно детям, не включать в формулировки термины малознакомые либо модные, но малопонятные.

Не исключено, что карточки для игры заготовляют сами учащиеся, но из числа болельщиков.