7.4 Сортамент продукции и требования нормативно-технической документации к качеству колес
В настоящее время в КБЦ производят железнодорожные колеса перечисленные в табл. 9.
Таблица 9.Сортамент железнодорожных колес, выпускаемых в КБЦ НТМ
Номенклатурная группа | Чертеж | ГОСТ, ТУ | Марка стали | Диаметр колеса |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Колеса цельнокатаные | 957/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 957/190 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9571/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9571/190 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9572/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9572/190 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9573/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9573/190 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9574/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9574/190 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9575/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9575/190 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9576/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9576/190 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9577/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9577/190 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9578/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Таблица 9. Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Колеса цельнокатаные | 9578/190 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Колеса цельнокатаные | 9579/175 | ГОСТ 10791-2004,9036-88 | 2 | 957 |
Грубообработанное вагонное колесо | 108 | Контракт, ТТ-13-2000 | R7T | 920 |
Грубообработанное вагонное колесо | 109 | ТС 102-106-2001 | R7T | 920 |
Железнодорожное колесо для Турции | 093 | ТУ 14-102-122-90 | 2 | 920 |
Колеса цельнокатаные для электровозов | 1256 | ТУ 14-102-95-99 | 2 | 1260 |
Колеса цельнокатаные | 092 | ТУ 14-102-140-92Э | R9T | 1000 |
Колеса цельнокатаные | 099 | ТУ 14-102-140-92Э | R9T | 1000 |
Колесо 927 | 1071 | Контракт | В82 | 927 |
Колесо 940 | 111А | СТП-102-132-2000 | В82 | 940 |
Колесо цельнокатаное | 094 | ТУ 14-102-140-92Э | R9T | 853 |
Колесо цельнокатаное | 097 | ТУ 14-15-62-78,ТС 102-74-94 | 2 | 840 |
Колесо цельнокатаное | 097А | ТУ 14-15-62-78,ТС 102-74-94 | 2 | 840 |
Колесо цельнокатаное | 113 | ч.113,ГОСТ 10791-89, ТС 102-105-2001 | 2 | 865 |
Колесо цельнокатаное для Канады | 117 | Контракт,ТТ-52-2003 | 2 | 915 |
Колесо цельнокатаное для Канады | 117Б | Контракт,ТТ-52-2003 | B | 915 |
Колесо цельнокатаное для Ремонтных целей | 082А |
| 2 | 950 |
Крановое колесо | 075 | ТУ 14-15-62-78 | 2 | 755 |
На рис. 18. можно увидеть схематические изображения разреза колеса, доступных к производству конфигураций.
.
Рис. 18.
Кроме перечисленных в табл.9. железнодорожных колес, в КБЦ производят широкий спектр заготовок колес различного назначения, бандажи колес, заготовки для бандажей, заготовки для различных изделий, машиностроения типа тел вращения, кольца различного типоразмера и назначения заготовки для инструмента. В целом, около 70% в тоннаже в отгрузке КБЦ составляет продукция колесопрокатного производства и около 30% - продукция бандажного цеха.
Колеса должны быть изготовлены из спокойной стали, подвергнутой внепечной обработке инертным газом и(или) вакуумированию.
Химический состав стали поковшевой пробе должен соответствовать нормам, указанным в табл. 10.
Табл.10.Химический состав колесной стали
Марка стали | Массовая доля элементов, % | |||||
Углерод | Марганец | Кремний | Ванадий | Сера | Фосфор | |
не более | ||||||
1 | 0,44-0,52 | 0,80-1,20 | 0,40-0,65 | 0,08-0,15 | 0,030 | 0,035 |
2 | 0,55-0,65 | 0,50-0,90 | 0,22-0,45 | Не более 0,10 | 0,030 | 0,035 |
3 | 0,58-0,67 | 0,50-0,90 | 0,22-0,45 | 0,08-0,15 | 0,020 | 0,030 |
Готовые колеса должны быть без расслоений, трещин, завернувшихся и утонувших корочек, остатков усадочных раковин.
Поверхность колеса должна быть без дефектов: плен, закатов, трещин, раскатных загрязнений. Поверхность колеса должны быть без окалины и зачищена от коррозии. Обода колес должны быть подвергнуты упрочняющей термообработке. Механические свойства колес должны соответствовать нормам указанным в табл. 11.
Таблица 11. Механические свойства, твердость и ударная вязкость колес
Марка стали | Временное сопротивление в, Н/мм2 | Относительное удлинение , % | Относительное сужение , % | Твердость на глубине 30 мм от поверхности катания, НВ | Ударная вязкость на образцах при температуре 20С, Дж/см2, не менее | |||
Не менее | из обода | из диска | ||||||
1 | 880-1080 | 12 | 21 | 248 | 30 | 30 | ||
2 | 910-1110 | 8 | 14 | 255 | 20 | 20 | ||
3 | 980-1130 | 8 | 14 | 285 | 16 | 16 |
По данным ТУ, на НТМК колеса производят фактически только из стали марки 2. Усредненный химический состав стали.приведен в табл. 12.
Таблица 12.Фактический усредненный химический состав колесной стали марки 2
Массовая доля элементов, % | |||||||||||
С | Mn | Si | V | Cr | Ni | Cu | Ti | Al | S | P | |
не более |
| ||||||||||
0.6065 | 0.8076 | 0.3609 | 0.026 | 0.027 | 0.048 | 0,009 | 0,003 | 0,005 | 0,030 | 0,035 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе ознакомительной практики мы посетили следующие производства: коксохимическое, доменное, кислородно-конвертерное, рельсобалочное, колесобандажное и широкополочных балок. В цехах мы наглядно ознакомились с технологиями полного металлургического цикла (от производства кокса и чугуна до изготовления стальных профилей), увидели оборудование, с помощью которого осуществляются все технологические операции на производстве.
НТМК – один из огромнейших и мощнейших производителей металла, как на российском, так и на мировом рынке, являясь одним из немногих предприятиях с полным металлургическим циклом в нашей стране. Выпускаемая продукция соответствует мировым стандартам качества, но к сожалению, как мы заметили, большинство цехов использует устаревшее оборудование, и поэтому идет постепенная реконструкция, демонтаж оборудования и капитальный ремонт. Однако, модернизация производства не идет однородно по всему комбинату , например, в РБЦ ведутся разговоры о поставке нового оборудования, но пока что основная доля инструментов и станов работают с пуска цеха ( с 40-х годов), в то время как КБЦ снабжено новым немецким полностью автоматизированным комплексом штамповки колес сразу из исходных заготовок.
НТМК прогрессирует: развиваются технологии, совершенствуется оборудование, привлекаются иностранные производители и подбираются высококвалифицированные кадры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. МЕТАЛЛУРГИЯ ЧУГУНА: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / Под редакцией Ю.С. Юсфина. — М.: И КЦ «Академкнига», 2004. — 774 е.: ил.
2. Кудрин В.А. Теория и технология производства стали: Учебник для вузов. - М.: «Мир», ООО «Издательство ACT», 2003. -528 с, ил.
3. Начала Металлургии: Учебник для вузов/ В.И. Коротич, С.С. Набойченко и др. Екатеринбург: УГТУ, 2000. 392 с
4. Пятьдесят лет Нижнетагильскому металлургическому комбинату им. В.И. Ленина: Обзор. Информ./Ин-т «Черметинформация». М., 1990, 133 с.
5. Евраз Холдинг, Типография ОАО «НТМК», июнь 2007.
6. От Демидовых до наших дней. Исторический очерк. В.Е. Анисимов. ОАО « НТМК» 2000г.
- 1.Краткая история завода
- 2. Коксохимическое производство
- 2.1.Стадии коксования
- 2.2. Устройство коксовых печей
- 2.3. Достижение кхп
- 3. Доменный цех
- 3.1 Состав доменного цеха
- 3.2 Общая схема доменного процесса
- 3.3. Техническая характеристика доменных печей
- Технические характеристики турбокомпрессоров:
- 4.Конвертерное производство стали
- 4.1. История кислородно-конвертерного цеха
- 4.2. Технологический процесс получения стали
- 4.4 Оборудование кислородно-конвертерного цеха
- 5. Цех прокатки широкополочных балок
- 5.1. История
- 5.2. План цеха
- 5.3. Сортамент и требования нормативно технической документации к качеству проката
- 5.4. Технология производства широкополочных балок
- 5.4. Оборудование цпщб
- 6.Рельсобалочный цех
- 6.1История цеха
- 6.2.Структура цеха и оборудование цеха
- Технология производства
- 6.4.Сортамент выпускаемой продукции
- 7.Колесобандажный цех 7.1 Технология производства черновых колес
- 7.2 Термическая обработка колес
- 7.3.Полнопрофильная механическая обработка колес
- 7.4 Сортамент продукции и требования нормативно-технической документации к качеству колес