3.3. Требования к системам электроприводов лифтов
Основными требованиями, которым должен удовлетворять электропривод лифтов, является возможность реверсирования; точная остановка кабины против заданного уровня; обеспечение минимального уровня переходных процессов при строго ограниченных максимальных значениях ускорения и рывка.
По рабочей скорости движения пассажирские лифты могут быть разделены на четыре категории (см. табл. 7).
Таблица 7
Категория лифтов | Скорость движения кабины, м/c |
Тихоходные | |
Быстроходные | |
Скоростные | |
Высокоскоростные |
Правила эксплуатации лифтов допускают верхний предел скорости движения кабин пассажирских лифтов, равный 5 м/с. Грузовые лифты жилых и административных зданий выполняются чаще всего со скоростью движения кабины 0.1 - 0.5 м/с. Помимо основной скорости движения кабины должна быть предусмотрена ревизионная скорость м/с, необходимая для контрольного обследования шахты. В лифтовых установках при движении допускается относительный перепад скорости двигателя не более 5%.
Так как пассажирские лифты устанавливаются в жилых, общественных и административных зданий, то на работу их оборудования накладывается ограничение по уровню допустимого шума, который должен быть не более 50 дБ.
Выражение определяющее производительность лифта имеет вид
,
где:
П – производительность лифта, т.е. число перевезенных пассажиров в час;
Е – номинальная расчетная емкость кабины (грузоподъемность), число человек;
Н – высота подъема, м;
V – скорость движения кабины, м/с;
–время, затрачиваемое на всех остановках на открывание и закрывание дверей, вход и выход пассажиров, ускорение и замедление кабины, с;
–коэффициент загрузки кабины, которая зависит от интенсивности потока пассажиров и равен примерно 0.6 - 0.8.
Практический ряд скоростей движения лифтов составляет: 0.71, 1.0, 1.4, 2.0 и 4.0 м/c, ряд грузоподъемности 320, 500 и 1000 кг.
Для лифтов очень важным является вопрос о допустимых значениях ускорения и замедления и их производных. Максимальное значение ускорения и замедления движения кабины при нормальных режимах работы не должны превышать для всех лифтов, кроме больничного, , для больничного. Максимальное замедление приостановке кнопкой «СТОП» не должно превышать. Производная ускорения, рывок, не подлежит строгому нормированию. Для скоростных лифтов он обычно составляет. Ограничение ускорение и рывка определяется нормальным самочувствием пассажиров, но целесообразно и в целях снижения динамических усилий на несущие канаты и кабину лифта.
Отмеченные условия ограничения ускорения и рывка позволяют выявить закон изменения скорости кабины в переходных процессах. Обычно принято считать «оптимальным» такой график движения, при котором значения рывка и ускорения на определенных интервалах переходного процесса поддерживаются постоянными и равными предельно допустимым значениям (рис. 42).
Рис. 42. Оптимальные зависимости v(t), a(t), при пуске и торможении электропривода лифта
Работа по интервалам:
1. Интервал 0 – 1. Постоянство рывка . При этом ускорение изменяется по линейному закону, а скорость по параболе. Длительность этого интервала определяется из условия.
2. Интервал 1 – 2. Постоянство ускорения . При этом, а скорость изменяется по линейному закону. Длительность второго интервала.
3. Интервал 2 – 3. Ускорение снижается по линейному закону , чему соответствует постоянный по величине и отрицательный по знаку рывок. Длительность этого интервала. Скорость на этом интервале изменяется по закону. В конце этого интервала.
4. Интервал 4 – 5. ;;;.
5. Интервал 5 – 6. ;;;.
6. Интервал 6 – 7.;;;.
В процессе создания электрооборудования лифтов конструкторы стремились использовать наиболее простой электропривод. Таким без сомнения является асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Однако АД с КЗ по техническим показателям могут быть использованы только на тихоходных подъемных установках, ибо они не удовлетворяют требованиям точности остановки и благоприятного протекания переходных процессов. Для получения улучшенных показателей точной остановки на быстроходных лифтах применяются асинхронные двухскоростные двигатели. В тихоходных и грузовых лифтах для точной остановки специальные меры не применятся, а в быстроходных используется переход на пониженную скорость. Асинхронные двигатели с фазным ротором применяются на тихоходных и в редких случаях – быстроходных лифтах при ограниченной мощности сети, питающей двигатель подъемной установки. Необходимо отметить, что двигатели с фазным ротором допускают большую частоту включений, чем двигатель с короткозамкнутым ротором. Для последних этот вопрос настолько важен, что именно по этой причине в некоторых случаях ограничивается их применение на лифтах.
Самым распространенным электроприводом для скоростных и высокоскоростных лифтов является система генератор - двигатель. В качестве источников питания обмотки возбуждения генератора используются усилители различных типов. Система является дорогой и сложной в наладке и эксплуатации. Однако при ее использовании удается получить близкий к оптимальному закон изменения скорости во время пуска и торможения, а также обеспечивается точность остановки в пределах технических требований. Все более широкое применение получают на лифтах системы ТП - Д, который позволяют почти точно реализовать закон оптимального разгона и торможения.
В табл. 8 приведены типовые системы электроприводов лифтов.
Таблица 8
Электропривод | Диапазон регулирования скорости | Тип лифта |
АД с КЗ | 1 : 1 | Тихоходный |
АД с ФР | 1 : 1 | Тихоходный |
ЭП по системе Г-Д редукторный или безредукторный | 10 : 1 и выше | Скоростной, высокоскоростной |
ЭП по системе ТП-Д редукторный или безредукторный | 10 : 1 и выше | Скоростной, высокоскоростной |
- Электропривод общепромышленных механизмов
- 1. Электропривод электрических кранов
- 1.1. Общие сведения
- 1.2. Статические и динамические нагрузки электроприводов подъемников и тяговых лебедок
- 1.3. Статические и динамические нагрузки электроприводов механизмов передвижения и поворота
- Сила сопротивления от давления ветра
- Среднеквадратичная величина статического момента при произвольном положении поворотной платформы
- Моменты сопротивления при подъеме по наклонной плоскости При движении тележки по наклонной плоскости
- 1.4. Ограничение механических перегрузок механизмов циклического действия
- 1.5. Электропривод подъемных кранов
- 1.5.1.Защита крановых электропривода
- 1.5.2. Контроллерное управление крановыми двигателями
- 1.5.3. Схемы непосредственного управления с использованием кулачковых контроллеров
- 1.5.4. Системы асинхронного электропривода крановых механизмов, обеспечивающие жесткие характеристики при малой скорости
- Заключение
- 2. Электропривод одноковшовых экскаваторов
- 2.1. Общие вопросы
- 2.2. Требования к электроприводу механизмов экскаваторов
- 2.3. Выбор мощности электродвигателей механизмов экскаваторов
- 2.4. Функциональные схемы систем электроприводов одноковшовых экскаваторов
- 2.5. Системы автоматического управления операциями рабочего цикла одноковшового экскаватора
- 2.5.1. Система автоматического управления процессом копания
- 2.5.2. Автоматические системы защиты рабочего оборудования
- 2.5.2.1. Система автоматического управления процессом выбора слабины подъемного каната
- 2.5.2.2. Система выравнивания нагрузок в силовых модулях привода поворота
- 3. Электропривод и автоматизация лифтов и шахтных подемных машин
- 3.1. Общие сведения
- 3.2. Выбор двигателя подъемных машин по мощности
- 3.3. Требования к системам электроприводов лифтов
- 3.4. Основные узлы схем управления лифтов и подъемников
- 3.5. Точная остановка подъемных машин
- 3.6. Автоматическое регулирование положения
- 3.7. Пример структурной схемы электропривода лифта
- 4. Электропривод механизмов непрерывного транспорта
- 4. 1. Общие вопросы
- 4.2. Статические и динамические нагрузки приводов механизмов непрерывного действия
- 4.2. Определение мощности и месторасположения приводных станций конвейеров
- 4.3. Выравнивание нагрузки в регулируемых электроприводах.
- 4.4. Рольганги
- 5. Электропривод механизмов центробежного и поршневого типов