logo search
Собрание пестрых дел

Групповое дело последнего педагога

Социальные потрясения в обществе не прошли стороной, вторглись в устойчивую систему традиционного школьного воспитания, расколов и разрушив педагогические представления, концептуальные позиции и методику работы с детьми.

Отменяя формализм и шаблоны в организации воспитательного процесса, школа вдруг временно замерла в растерянности и беспомощности, лишенная формалистических указаний и так называемых методических разработок. Оправдывая паралич педагогической воли, педагоги выдвинули было идею ненадобности процесса воспитания, попробовали сузить все функции школы к передаче знаний – как если бы в школу приходила не растущая и развивающаяся личность ребенка, а некий индивид – носитель знаний.

Эта пора педагогического паралича проходит, правда, не бесследно: она оставила свои следы в традициях беспорядка, хамства, анархизма в школьном режиме и в чертах поведения наших детей, таких, как физическая и духовная нечистоплотность, агрессивный нигилизм, устойчивый эгоизм, откровенный и наивный цинизм.

Школы самостоятельно подымаются подымаются на уровень культуры, очерчивают свою педагогическую стратегию и вырабатывают новую педагогическую тактику.

Последнее нашло яркое отражение в резкой смене форм групповой работы с детьми. На поверхностный взгляд непросвещенного человека произошла кардинальная замена одних форм другими – как если бы одна мода вытеснила другую. На самом деле формообразующая сторона дела имеет глубокие корни в сущности явления. Школа повернулась сегодня к личности ребенка, и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека.

В широком веере представленных форм легко проследить идею Жизни, достойной Человека: образ ее предъявляется, слагаемые ее обсуждаются, реальные черты ее вводятся в реальную действительность школьника. И его развитие ориентировано на Жизнь, достойную Человека.

Мы имеем дело не со сменой педагогической моды и, тем более, не с педагогической конъюнктурой. Явление, фиксируемое в формо-новациях, - это выработка новой концептуальной, профессиональной позиции. И с этой точки зрения весь спектр обозримого представляет не только практическо-методический, но и творческий интерес. Педагогический аналитический ум обнаружит за пестротой веселых групповых дел неустанные поиски педагогом такой методики, которая бы максимально содействовала индивидуальному прозрению, самосознанию, самовыявлению и формированию ответственности личности маленького школьника за свои действия, поведение и свою жизнь.

Анализируя представленное, можно заметить и следующее. Время требует иного профессионализма от педагога. В этой новой модели профессиональной готовности к работе с детьми центральным является умение общаться с детьми, инициировать их духовную энергию, стимулировать максимальное выражение его «я» «здесь и теперь» - в этой жизни, в данный момент творческой деятельности.

Декларируемые многими годами личностный, отношенческий и деятельностный подходы, наконец, находят методическое и технологическое решение в воспитательной практике.

Ключевая идея новой педагогической складывающейся концепции – воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, подымающийся к возмужанию, взрослению. «Возмужание – это прежде всего переход к самостоятельному мышлению», - писал Д. И. Писарев. «Человек разумный», «человек моральный» и человек творческий» - вот три кардинальные характеристики, принципиально отличающие человека от животного во всей полноте реализованных данных человеку функций.

Бесспорно, все содержание школьной жизни должно представлять школьнику духовное возвышение. Но особо выделенное время и специально организованное групповое (или коллективное), дело, в ходе которого проходят дискурсии, дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, выводят школьников прямо на свободный выбор взглядов, мнений, суждений, оценок, идеалов. Таким образом, духовная деятельность приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия, или группового дела.

Воспитательное мероприятие планируется, организуется и проводится как очень тонкое психолого-педагогическое влияние, в котором педагог должен знать «скрытую педагогическую позицию». Это оказывается реальным только в том случае, когда педагог-организатор дела сам увлечен вопросами духовной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием и участвует в совместной деятельности как один из участников коллективного размышления.

Ни в коем случае нельзя допускать организацию духовной деятельности школьников вне контекста всей воспитательной системы школы. В своем изолированном варианте, без связи с действительным окружением и повседневным содержанием жизни это приводит к воспитанию наивного лицемерия или цинизма, демагогии или пустого сентиментализма.

Рассматривать методику организации духовной деятельности школьников нужно в рамках духовной культуры конкретной школы. Нельзя ограничиваться этим компонентом культуры или начинать с этого компонента. Но нельзя рассчитывать на совершенствование духовной культуры школьника без специальной организации актов коллективного раздумья о вечных вопросах жизни, когда сам этот акт становится «сопричастностью» ко всему миру, «соучастием» в жизни «другого человека» и всех людей.

Элементы духовной деятельности содержатся, разумеется, во всех видах и формах деятельности школьника: и на уроке, и во время школьного завтрака, и в спектаклях школьного театра, и в репликах педагога, и в ситуациях перемены, прогулки, экскурсии и т. д. Но в этих ситуациях основной объект внимания – предметная деятельность, имеющая свой предметный материализованный результат. В ходе духовной деятельности результатом является мысль, идея, переживание, чувство.

Практика современной школы богата разнообразием ярких форм групповой духовной деятельности. Эти формы родились в годы перестройки общества, они демократичны, не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты.

Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального заражения, в которое попадает ребенок, а значит, каждый раз приобретает опыт эмоциональных переживаний; во-вторых, центрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой пленительной значимости; в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать свое «я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность; наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Повседневная индивидуальная деятельность ребенка не обладает, как правило, такой силой влияния, очень часто соприкосновение с миром в текучей повседневности происходит по касательной, не затрагивает глубинных структур личности, в то время как групповое дело, инициируя духовные силы школьника, оставляет яркий след в его истории личностного становления.

Отметя «воспитательное мероприятие» как термин, школа не отбросила педагогическую традицию систематических увлекательных разнообразных групповых дел как необходимого элемента воспитательного процесса.

При всей многоцветности и непохожести, описанные в сборнике формы групповой деятельности объединяет нечто общее принципиальное. Во-первых, все они организуются при опоре на самые повседневные реальные предметы действительности как на воспитательное средство: стул, орех, цветок, очки, корзина… Одна из новых методических идей состоит в обращении к любым окружающим педагога средствам, а ими может стать абсолютно все, за исключением человека. Такая исходная позиция позволяет каждому педагогу стать творцом новой формы и беспредельно расширять калейдоскоп интересных форм.

Во-вторых, организация их и проведение чрезвычайно просты и поэтому требуют минимальной подготовки, что, в свою очередь, важно при работе с детьми, которые по высокой эмоциональности очень быстро увлекаются делом, но столь же быстро охладевают. И если подготовительный этап затягивается, и развитие эмоционального отношения успевает достигнуть своего апогея, то отпадает надобность в проведении задуманного дела. Все представленные групповые дела не занимают у педагога личное время и не нуждаются в максимуме физических и психических сил.

Правда, все они обеспечиваются интеллектуальными профессиональными способностями педагога (когнитивными, креативными). При наличии же этих способностей предлагаемые формы просты и легки в практическом воплощении.

В-третьих, предъявленные формы работы с детьми родились как потребность современной педагогической культуры, но методика их организации требует высокой психологической, эстетической, гигиенической, философской культуры. Как в фокусе, все эти требования совмещаются в одном акте, и если они выполнены, то педагогическое влияние оказывается значительным, по крайней мере для непросвещенного человека оно похоже на чудодейственную операцию. Педагогу нельзя обольщаться: завтра эти духовные приобретения смоет реальная повседневность. Но педагогу не стоит отчаиваться: ничто не проходит бесследно и все движения души откладываются в духовный опыт личности, составляя ее прошлое, становятся созидателями особенностей этой личности. Ни одна из описанных в сборнике форм не может быть проведена на житейско-обыденном уровне, на котором она перевоплощается в некую свою опошленную противоположность.

В-четвертых, все многообразие групповых форм деятельности детей, родившееся сегодня в школе, - это всегда духовное усилие школьника «здесь и сейчас», в тот самый момент, когда продумывается предметная деятельность, школьник совершает это усилие, а не откладывает его на будущее, в котором он планирует жить каким-то иллюзорным человеком, в которого он, якобы, превратится. Этого превращения не происходит – жизнь личности идет сегодня, и качество личности по ее сегодняшним поступкам и определяется. Достойная жизнь ведется, либо не ведется школьником сейчас, и в контексте этой действительной жизни протекают все предъявленные формы групповой деятельности, а сама эта групповая деятельность есть часть жизни школьника.

В-пятых, организуя групповое дело, педагог не может не учитывать специфические характеристики каждого ребенка в его восприятии мира: три основных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический), по которым человек получает информацию из окружающей среды, в индивидуальном варианте представляют собой некоторое сочетание доминирующего канала восприятия с той или иной мерой пропорционального соотношения других каналов. Необходимо обеспечить одновременное трехканальное влияние происходящего на ребенка, так, чтобы была гарантирована активность канала-доминанты каждого участника группового дела, тем самым обеспечивалась бы максимальность педагогического влияния. Это означает, что методика подготовки группового дела включает в себя подбор визуального (для глаза!), звукового (для уха!) и операционно-действенного (для моторики!) элементов.

Обобщая сказанное, отметим характерный для современного школьного педагога профессионально-педагогический подход к своей работе. Еще недавно именуя себя «биологом», «физиком», «словесником», сегодня учитель школы начал осознавать себя «педагогом» прежде всего. И понял, что его профессиональное ремесло заключается, в первую очередь, в умении работать с ребенком и с группой детей.