2.4.5. Методы упрочнения коленчатого вала
Упрочнение КВ проводится для повышения его усталостной прочности и достигается
-конструктивными методами ;
-технологическими методами .
Последние , в свою очередь , делятся на :
Химико-термические ( азотирование , цементация ) ;
Поверхностную закалку ТВЧ ;
Механические ( обкатка роликами , обжим , обдувка дробью )
Конструктивные методы заключаются в придании элементам вала и его сопряжениям более благоприятных геометрических форм , позволяющих уменьшить концентрацию напряжений , снижающую запас прочности.
Рациональное конструирование позволяет более эффективно использовать металл и получить более равномерных распределение напряжений по объему детали .
Накопление экспериментальных данных о влиянии различных конструктивном решений на усталостную прочность отдельных элементов вала позволяет выделить наиболее существенные из них .
Перекрытие шеек КВ (r < r кш < rшш ) увеличивает жесткость КВ . Если перекрытие ( А ) составляет 10 мм , то предел выносливости на изгиб увеличивается на 3,5% при А=20 мм - на 29% , при А=30 мм - на 75 %.
Увеличение радиуса галтели снижает концентрацию опасных напряжений при изгибе в опасных сечениях колена . Однако , при этом уменьшается рабочая длина шеек вала , что приводит к повышению давления на опорные поверхности . Для увеличения опорной поверхности шейки при одновременном снижении концентрации напряжений галтели выполняют двумя - тремя дугами различных радиусов .
Углубление галтели в шейку уменьшает концентрацию напряжений , обеспечивая при этом более равномерную эпюру напряжений с меньшими максимальными напряжениями как вдоль образующей шейки , так и по ширине щеки . Кроме того , при этом можно увеличить радиусы переходов от шейки к щеке . При наличии на шейке разгружающей канавки увеличивается усталостная прочность КВ при изгибе , но вследствие уменьшения сечения шейки , снижается при знакопеременном кручении .
Эксцентричное расположение внутреннего облегчающего отверстия в ШШ относительно ее геометрической оси в сторону удаления от радиуса кривошипа ( эксцентриситет е ) сопровождается уменьшением концентрации напряжений в галтели и повышением усталостной прочности на 10 - 15% .
Бочкообразная форма внутренней полости шеек уменьшает концентрации у галтели и повышает усталостную прочность при знакопеременном кручении . При одинаковых жесткостях КВ максимальные напряжения галтели с бочкообразными полостями шеек на 10% меньше , чем с цилиндрическими . Усталостная прочность на кручение выше на 30%
Масляное отверстие в ШШ располагается в плоскости , перпендикулярной плоскости кривошипа в местах минимальных касательных напряжений ( максимальные возникают в зонах ШШ , близко расположенных к плоскости симметрии кривошипа ) .
Технологические методы упрочнения КВ
Заключаются в соответствующей механической , химико-термической или электротермической обработке всего вала или его поверхностей , при которой либо блокируются источники концентрации напряжений , либо создаются остаточные напряжения сжатия , а также повышается износостойкость поверхностей , а иногда и их коррозионная стойкость .
Существующие методы местного поверхностного упрочнения с помощью специальной механической обработки сводятся к наклепу поверхностей вала и полированию масляных каналов .
Наклеп заключается в изменении структуры металла за счет пластической деформации , в результате чего уменьшается пластичность и ударная вязкость ,
но повышаются :
-предел пропорциональности ,
-предел текучести ,
-твердость .
Наклеп создается в местах взаимодействия концентраций напряжений и производится :
-обкаткой галтелей роликами ;
-обдувкой галтелей дробью ;
-обжатием краев масляного отверстия шариком .
При наклепе создается поверхностный слой с остаточными напряжениями , а также уничтожаются субмикроскопические трещины , которые являются возможными источниками возникновения усталостного разрушения под воздействием знакопеременных нагрузок .
При обжатии галтелей роликами и обжатии шариком краев масляных отверстий предел выносливости при изгибе увеличивается на 40% , а при кручении на 20% .
При обдувке галтелей стальной дробью предел выносливости КВ увеличивается на 40% .
В целом усталостная прочность КВ при обжатии роликами галтелей с их последующем закалкой ТВЧ увеличивает усталостную прочность на 50% .
Закалка ТВЧ обеспечивает повышение механической прочности закаленного слоя и появление поверхностных остаточных напряжений сжатия . На участках без концентрации напряжений предел выносливости увеличивается незначительно (на 15 % ) , но при наличии концентраций напряжений усталостная прочность может быть повышена в 2 раза .
Закалка галтелей с выходом на щеку повышает усталостную прочность вала на 60%.
Для высокочастотной закалки используются углеродистые и низколегированные стали 40 , 45 , 40х и другие .
Однако , при неправильном режиме закалки ТВЧ и температурного режима последующего отпуска могут возникнуть микротрещины , повышающие усталостную прочность .
Азотирование - диффузионное насыщение поверхности слоя . Применяется для создание твердой износостойкой и коррозионно-стойкой поверхности .
В этом же слое создаются остаточные напряжения сжатия , что также повышает предел усталости и долговечность детали .
Из-за недостаточной твердости поверхности простая углеродистая сталь малопригодна для азотирования . Для азотирования применяются легированные стали 35ХМЮА , 35ХЮЛ , легирующие элементы которых ( Al , Cr , Mo ) дают устойчивые дисперсные нитриды .
Азотирование КВ из легированных сталей повышает усталостную прочность при изгибе на 60 % , а при кручении на 35 % , что в 1,5 - 2,0 раза выше по сравнению с закалкой ТВЧ .При азотировании также сжимаются внутренние напряжения , возникающие при обработке вала резаком .
Азотирование проводят после окончательной механической обработки запаленных и отпущенных деталей . Для получения азотированного слоя толщиной 0,25...0,30 мм при температуре 500-520о С требуется 24 часа ( закалка ТВЧ для получения слоя 2,0 мм занимает 16 - 18 с ) .
Сокращение времени азотирования достигается применением жидкостного азотирования в ванне с расплавленными цианистыми солями ( до 3 - х часов )
После азотирования не допускается механическая обработка КВ ( сверление отверстий , шлифование и т. д.) , т.к. это может резко снизить усталостную прочность КВ.
Например , сверление отверстий снижает усталостную прочность КВ в 2 раза , а прочность галтели при шлифовании - на 20 - 25 % .
Долговечность азотированных КВ до перешлифования - 600,000 км пробега .
Однако , азотирование увеличивает стоимость КВ на 30 - 50 % , являясь очень длительным и трудоемким процессом .
Цементация - диффузионное насыщение поверхностного слоя углеродом при температуре 900 - 950о С . Повышает твердость , износостойкость поверхности , а также усталостную прочность КВ вследствие образования на поверхности остаточных напряжений сжатия . Глубина цементации 0,5 - 2,0 мм .
Цементации подвергаются КВ из стали с низким содержанием углерода ( 0,1 - 0,25 % ) . После цементации КВ обязательно подвергают термообработке - закалке и отпуску .
- 2. Кривошипно-шатунный механизм
- 2.1. Остов двигателя
- 2.1.1. Силовые схемы
- 4. С несущим цилиндром, растягиваемым в осевом направлении силами газов (для двигателей с во)
- Картер двигателя
- 2.1.3. Гильзы цилиндров и цилиндры
- 2.1.4 Головка цилиндров
- 2.1.5. Уплотнение газового стыка
- 2.2. Поршневая группа
- 2.2.1. Поршень
- 2.2.2 Поршневой палец
- 2.2.3. Поршневые кольца
- 2.3. Шатунная группа
- 2.3.1. Поршневая головка шатуна
- 2.3.2 Стержень шатуна
- 2.3.3. Кривошипная головка шатуна
- 2.3.4. Шатунные болты
- 2.3.5. Вкладыши кривошипной головки шатуна (шатунные подшипники)
- 2.3.6. Дефекты шатуна
- 2.4. Коленчатый вал
- 2.4.1. Состав кв и назначение его элементов
- 2.4.2. Крутильные колебания кв и гасители крутильных колебаний
- 2.4.3. Носок и хвостовик коленчатого вала
- 2.4.4. Материалы и технология
- 2.4.5. Методы упрочнения коленчатого вала