7.2 Термическая обработка колес
Прочностные, эксплуатационные свойства и требуемый ресурс долговечности колес обеспечиваются при термообработке. Однако, важное значение имеют оптимальный химический состав стали, стабильность которого зависит от металлургической технологии, а также режимов деформации. В качестве термообработки применяют закалку и отпуск обода. Благоприятный уровень остаточных напряжений и повышение предела выносливости колеса при циклических нагрузках достигается способом дробеметного упрочнения диска. Успешный результат при термообработке можно ожидать лишь в случае строгого соблюдения режима нагрева под закалку и отпуск в узком диапазоне ±5°С, а также скорости охлаждения. В противном случае возможно образование верхнего и нижнего бейнита и тем более отпущеного мартенсита. Эти структуры возникают при неблагоприятном сочетании уровней технологических факторов на глубине от поверхности катания до 10-15 мм. Они приводят к уменьшению контактной прочности, выкрашиванию металла и снижению срока службы колес. Благоприятной структурой, обеспечивающей высокий уровень твердости 320-360 НВ, в том числе на глубине от поверхности катания 30 мм, является высокодисперсный перлит или сорбит. Межпластинчатое расстояние в перлите должно быть 0,05-0,1 мкм. Присутствие в структуре стали ферритных прослоек и их размер стремятся уменьшить. Этому способствует выделение вторых фаз, благодаря которым уменьшается размер аустенитного зерна. Дисперсными фазами являются карбиды, нитриды и карбонитриды.
Схематичное расположение участка термообработки железнодорожных колес с проходной печью с выдвижным подом для закалки рис.15
Рис. 15. Участок для закалки железнодорожных колес.
Схема расположения участка для закалки железнодорожных колес представлена на рис. 15. В состав участка входят две проходные печи (1,2) с печными тележками и выдвижным подом (3), двенадцать закалочных столов (4) и портальный манипулятор (5).
Для обогрева печи применяются импульсные горелки с системой управления подачи газа и воздуха, предварительно подогретого в рекуператоре до температуры 450°С за счет тепла отходящих газов. Для корпуса печи и тележек предусматривается применение современных теплоизолирующих волоконных материалов. Возврат тележек производится с помощью канатного привода.
Закалочная машина (рис. 16) имеет три распылительных контура: для охлаждения верхней и нижней торцевых поверхностей обода, а также поверхности катания колеса. Для вращения колеса предусмотрены три роликовых привода. Вращение роликов бесступенчато регулируется при помощи ЧПУ-привода. В центре закалочной машины имеется устройство для воздушного охлаждения ступицы. Оборудование участка имеет централизованную систему водоснабжения с регулированием температуры воды около 30°С. Установка снабжена системой адаптивного регулирования температуры с использованием бесконтактных измерителей в режиме реально времени.
Рис. 16. Закалочная машина
- 1.Краткая история завода
- 2. Коксохимическое производство
- 2.1.Стадии коксования
- 2.2. Устройство коксовых печей
- 2.3. Достижение кхп
- 3. Доменный цех
- 3.1 Состав доменного цеха
- 3.2 Общая схема доменного процесса
- 3.3. Техническая характеристика доменных печей
- Технические характеристики турбокомпрессоров:
- 4.Конвертерное производство стали
- 4.1. История кислородно-конвертерного цеха
- 4.2. Технологический процесс получения стали
- 4.4 Оборудование кислородно-конвертерного цеха
- 5. Цех прокатки широкополочных балок
- 5.1. История
- 5.2. План цеха
- 5.3. Сортамент и требования нормативно технической документации к качеству проката
- 5.4. Технология производства широкополочных балок
- 5.4. Оборудование цпщб
- 6.Рельсобалочный цех
- 6.1История цеха
- 6.2.Структура цеха и оборудование цеха
- Технология производства
- 6.4.Сортамент выпускаемой продукции
- 7.Колесобандажный цех 7.1 Технология производства черновых колес
- 7.2 Термическая обработка колес
- 7.3.Полнопрофильная механическая обработка колес
- 7.4 Сортамент продукции и требования нормативно-технической документации к качеству колес