Тема 24.«Искусство движения» - эстетическая утопия хх века.
«Искусство движения» - новая форма синтетического искусства, включает в себя мимику, танец, пантомиму, частично балет, спортивные элементы, возможность фиксации движения различными механическими и художественными средствами.
Виды художественного (фотографического) движения в четырех проектах «Искусство движения» (1925-1928), организованных Государственной академией художественных наук.
Миссия нового Человека – «Человека пластического». Воспитание нового духа с помощью гармонизации человеческого тела. Изучение элементов художественности в движении. Искусство зрительно-пространственной фиксации в фотографии и графике.
Эстетические особенности направления «Искусство движения». Построения гимнастических композиций. Изобразительные возможности освещения. Телесная выразительность, пластика и проблемы чистой визуальности (тело – объект комплексного исследования, способный передавать и выражать внутреннее состояние). Физкультура – главный критерий политики тела. Прыжок – пример движения par excellence. Пластика и ритмика. Гимнастическое тело и акробатика. Эксцентрические танцы. Цирк.
Применение стилистических приемов дореволюционной салонной фотографии, использование техник пикториальной фотографии.
Александр Гринберг. Знаменитая серия «Ню» (1920-е) – органическое слияние обнаженной натуры и природы.
Николай Свищов-Паола. Изваяние мраморных классических скульптур из обнаженных женских и мужских тел. Эротика, как предмет, открытый для дискуссии, но еще не готовый преодолеть цензурные ограничения.
Дмитрий Демуцкий. Психологические опыты в создании композиций из обнаженных тел.
Виктор Живаго. «Живые пирамиды» - образец «объективной» спортивной фотографии.
Проблемы фотографии обнаженного тела. Доклад А.Сидорова «Поверхность и форма в фотографии тела» (1925) и доклад Ю.Еремина «Художественные задачи в фотографии тела» (1925).
- Тематический план курса
- Раздел I. История отчественной фотографии с первой половины XIX до начала XX веков Введение
- Тема 1.«Фотография до фотографии». История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.
- Тема 2.История изобретения фотографии живописцами
- Тема 3.Первые шаги фотографии - изучение Российской (Петербургской) Академией наук фотографических методов.
- Тема 4.Дагерротипное искусство в традициях миниатюрной живописи. 1839 – 1860-е гг.
- Тема 5.Технологии раннего этапа фотографии
- Тема 6.История фотографических мастерских России
- Тема 7.Алексей Федорович Греков (а. Вокерг, и. Гутт, в.Окергиескел) – изобретатель, дагерротипист, первый российский светописец
- Тема 8.Сергей Львович Левицкий - родоначальник русской светописи
- Тема 9.Портретная фотография XIX – начала хх веков.
- Форматы и виды портретов
- Тема 10.Технологии развития негативно-позитивного метода фотографии
- Создание альбомов снимков маневров войск, быт военных лагерей, портреты военных и членов их семей н.Д. Диго в 1880-х.
- Тема 12.Этнография и фотография
- Тема 13.Особенности жанровой и пейзажной фотографии XIX века
- Тема 14.Видовая, интерьерная и архитектурная фотография Видовая, интерьерная и архитектурная фотография XIX века – документ XXI века.
- Тема 15.Пикториальная фотография новое фотографическое видение
- Тема 16.Фотографические журналы и фотографические общества XIX начала хх веков
- Тема 17.Патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Изобретатели фотографии XIX века.
- Тема 18.Научная фотография и наука о фотографии
- Тема 19.Творчество мастера репортажа к.К. Буллы.
- Мастера раннего советского репортажа.
- Раздел II. История фотографии хх века и современности Тема 20.Цветная фотография.
- Тема 22.Мастера пикториальной фотографии Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев и Александр Данилович Гринберг. Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев (1891-1979) - мастер лирического фотопейзажа.
- Тема 23. Александр Родченко – художник – фотограф.
- Тема 24.«Искусство движения» - эстетическая утопия хх века.
- Тема 25.Фотограмма или «другая фотография».
- Тема 26.Военная фотография. 1941-1945 гг. Новеллистический жанр фотоповествования.
- История снимка Роберта Капы «Гибель ополченца-лоялиста» (1936). Влияние на работу советских военных репортеров.
- Евгений Халдей легенда военного репортажа. Первый снимок – 22 июня 1941 утром на улицах Москвы, последний – на заседании военного трибунала в Нюрнберге.
- Тема 27. Советская фотография 50-70-х гг.
- Тема 28.Фотографический журнал – «Советское фото» и Прибалтийская фотография.
- Тема 29.Современная фотография
- Список литературы