logo search
Собрание пестрых дел

Свободный разговор

Данному разговору предшествует следующий эпиграф:

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Тематика и содержание такого разговора почти не определяются. Каждый участник приносит с собой замысел темы и предложения по содержанию беседы. Но выбор вопросов для обсуждения непредсказуем: все зависит от настроения, положения дел, взаимоотношений и намечающихся перспектив группового содружества.

Здесь многое зависит от педагога: как он поведет первое общение, сможет ли каждый из школьников раскрыться и высказать свое отношение к предлагаемому содержанию разговора. Но, конечно же, педагог всегда имеет наготове проект такой свободной беседы, реализует свой замысел в случае, удобном психологически и этически.

Предположим, в начале беседы, когда еще нет решительных предложений и дети неуверенно произносят что-то и тут же отвергают ими сказанное, педагог выдвигает идею: «…нарисуем жизнь, как мы себе ее представляем»… Он объясняет, что рисунок может включать в себя символы, картинку, слова – все, с помощью чего можно было бы сказать о существенном в жизни. Дети поочередно подходят к доске или приближаются к большому листу картона (чтобы никого рядом не было) и наносят на поверхность знак как одну из характеристик им представляемой жизни. И само по себе «Мы рисуем нашу жизнь» могло бы стать отдельным групповым делом, но в контексте свободного разговора это интересное и увлекательное дело выполнит свою большую роль в вовлечении их в свободную беседу о собственной конкретной жизни с конкретными болями, горестями, радостями, недоумениями, открытиями.

Свободный разговор может со временем стать традицией коллектива, а несколько позже все члены коллектива приобретают право на объявление «свободного разговора»: если кому-то нужна помощь в решении проблемы, но он не хочет обнародовать свои личные трудности, то вполне можно «спрятаться» за форму свободной беседы, попутно поставив свой личный и мучительный для тебя вопрос.