logo search
Udut2 / Лекции_ЭПОПМ

3.4. Основные узлы схем управления лифтов и подъемников

Схема управления лифтом (подъемником) включает в свой состав следующие основные узлы:

Командные сигналы, задающие программу движения кабины, разделяются на два типа: команды (приказы), поступающие из кабины и команды (вызовы), поступающие с этажных площадок. В зависимости от реакции на команды и способа их отработки различаются схемы раздельного и собирательного управления. При раздельном принципе управления схема воспринимает и отрабатывает только одну команду и во время ее выполнения не реагирует на другие приказы и вызовы. Такая схема наиболее проста в реализации, но ограничивает производительность лифта и поэтому применяется лишь для лифтов жилых домов высотой до девяти этажей.

При собирательном принципе управления схема воспринимает одновременно несколько команд и выполняет их в определенной очередности, обычно в порядке следования этажей. Собирательное управление может быть частичным, с определенными ограничениями, и полным, без каких-либо ограничений. Например, схема собирательного управления на спуск может воспринимать только попутные вызовы на спуск и не реагирует на вызовы при подъеме. Другой вариант такой схемы воспринимает без ограничения вызовы на спуск при любом направлении движения с последующим их исполнением. Собирательное управление обеспечивает большую производительность лифта, что обусловило широкое ее применение в жилых высотных домах.

Основным узлом, обеспечивающим автоматическую работу лифта, является узел контроля положения кабины в шахте. Такое устройство называют селектором. К простейшему типу селектора относятся размещенные в шахте на уровне каждого этажа трехпозиционные перекидные этажные переключатели ЭП, переключаемые с помощью специальной скобы (отводки), укрепленной на кабине. Положение переключающего рычага ЭП дает информацию о месте положения кабины (рис. 43). При похождении кабины через этаж скоба перекидывает рычаг ЭП и переключает его контакты, которые осуществляют соответствующее управляющее действие в схеме. Длина линейного участка скобы рассчитывается из условия двойного пути торможения лифта, поскольку ЭП переключается одной и той же скобой при подходе кабины к этажу как снизу, так и сверху.

Рис. 43. Контроль положения кабины с помощью этажного переключателя

На рис. 44 показан узел автоматического выбора направления с помощью этажных переключателей.

Кроме этажных переключателей в узел входят этажные реле ЭР, контакторы направления движения вверх КВ или вниз КН, включающие двигатель на соответствующее направление вращения, а также блокирующие контакты пола кабины ПК1 и ПК2. Кабина находится на i- ом этаже, контакторы КВ и КН отключены. При нажатии на кнопку вызова КнВkили приказа КнПkкакого - либо, напримерk- того этажа, получает питание реле ЭРkэтого этажа. Контакт ЭРkподает питание на шину ШВ контактора КВ, если этаж назначения и вызова вышеi- того этажа, или на шину ШН контактора КН, если выбран нижний относительноi- того этаж. Кнопки КнВkили КнПkблокируются контактом ЭРkи одним из замкнувшихся контактов КВ или КН. Если в кабине находится пассажир, то контакт пола ПК1 разрывает цепь вызывных кнопок, а контакт ПК2 подключает цепь питания кнопок приказов.

Достоинство этажного переключателя - простота схем управления, построенных с его использованием. Недостатком является шум при работе и ограниченный срок службы, который резко уменьшается с ростом скорости движения лифта. Этажные переключатели такого типа в основном применяются в тихоходных лифтах и в некоторых быстроходных лифтах с рабочими скоростями до 0.71 м/с.

Для быстроходных и работающих в интенсивном режиме быстроходных лифтов применяют электрические селекторы с бесконтактными датчиками положения кабины. Наибольшее применение в схемах получили индуктивные датчики, представляющие собой катушку переменного тока, намотанную на шихтованном П - образном стальном сердечники (рис. 45, а).

Датчики располагаются в шахте на уровне этажных площадок так, что при движении лифта их магнитопровод поочередно замыкается (без касания) стальной скобой, укрепленной на кабине. Нагрузкой датчика служит обмотка реле. При разомкнутом магнитопроводе индуктивное сопротивление катушки датчика мало и напряжение питания почти полностью прикладывается к нагрузке (рис. 45, б). При замкнутом магнитопроводе индуктивное сопротивление катушки велико и.

Исходная диаграмма работы такого вида селекторов представлена на рис. 46. Индуктивные датчики селекции ДС1, ДС2, ДС3, .... (с номером, соответствующим порядковому номеру этажа) вырабатывает сигналы соответственно ИС1’, ИС2’, ИС3’, ...., которые в терминологии цифровой техники характеризуются двумя значениями: 0 - при положении кабины в зоне данного датчика и 1 - во всех других положениях кабины. Если осуществить инверсию полученных сигналов, то положению кабины в зоне действия датчика будет соответствовать сигнал 1, а при любом другом положении - сигнал 0. Таким образом, при перемещении кабины будут поочередно появляться импульсы селекции ИС1, ИС2, ИС3, .... (на рис. 46 заштрихованы).

Рис. 45. Индуктивный датчик (а) и схема его включения (б)

Рис. 46. Диаграмма работы датчиков селекции

Расширение области селекции на расстояние между соседними этажами (сигналы С1, С2, С3, ....) позволяет непрерывно следить за перемещением кабины с точностью до межэтажного расстояния. Если возбужденное состояние сигнала селекции сохранить и на движение в обратном направлении, то появляется дополнительная информация о направлении движения. Пусть известно, что кабина движется между вторым и третьим этажом. Тогда кабина движется вверх, если сигнал С2 имеет значение 1, и вниз, если единичное значение имеет сигнал С3.

Вариант реализации рассмотренной схемы релейного селектора приведена на рис. 47.

Рис. 47. Схема включения реле импульсов селекции (а), реле селекции (б), сигнальных ламп (в)

Последовательно с катушками индуктивных датчиков ДС1 - ДСn, где n - число этажей, включены реле импульсов селекции РИС1 - РИСn. Импульсы селекции ИС1 - ИСn создаются при замыкании размыкающих контактов соответствующих РИС. Эти импульсы включают катушки реле селекции РС1 - РСn. Включившись, реле РС своими замыкающими контактами блокируют размыкающий контакт РИС и сохраняет включенное состояние вплоть до следующего по ходу движения этажа. Например, если кабина находится на первом этаже, то включено реле РС1. При подходе ко второму этажу теряет питание РИС2 и отключает РС1. Размыкающий контакт РИС2 включает следующее реле селекции РС2, которое отключится контактом РИС3 при подходе кабины к третьему этажу и т.д. При движении кабины вниз РС отключаются контактами РИС, расположенными справа от катушек РС. В соответствии с работой селекции будут загораться сигнальные лампы Л1 - Лn, указывающие на световом табло положение кабины.