Тема 1.«Фотография до фотографии». История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.
Камера-обскура (от лат. оbscurus - темный) - «светонепроницаемая коробка с небольшим отверстием в центре одной из стен…» (Советский энциклопедический словарь. 1985).
Принцип действия камеры-обскуры, описанный Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.).
Первые линзы из горного хрусталя. Открытия Евклида и Аристотеля в области оптики. «Диоптрика» - наука о преломлении; «катоптрика» - наука об отражении. Принцип действия камеры (явление природы) и ее поэтапное усовершенствование.
Легенды и разногласия в вопросах изобретения камеры-обскуры.
Труды ученых средневековья, применяющих в своих работах камеру-обскуру (арабский ученый Альхазен, поляк Вителло, францисканец Роджер Бэкон, англичанин Джон Пенхам).
Изобретатели камеры-обскуры.
Изобретатели камеры-обскуры: францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1294); художник, скульптор, архитектор, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - автор научного описание действия камеры-обскуры (1500); неаполитанский физик Джовани Батиста делла Порта («Натуральная магия», 1560).
Усовершенствование и применение камеры-обскуры.
XVI – XVII вв.
Даниэль Барборо и его вклад в усовершенствование камеры-обскуры (собирательная линза – чечевица).
Вклад астронома Иоганн Кеплера (1571-1630) в процессы усовершенствования камеры-обскруы:
определил математические и физические законы отражения зеркал (1604);
применил камеру-обскуру для наблюдения за движением солнца (1600);
получил увеличение проецируемого изображения (вычислил расположение положительной и отрицательной линзы - основа современных телеобъективов), что позволило ему провести наблюдения за прохождением Меркурием солнечного диска (1607);
разработал теорию линз (1611);
выполнил камеру-обскуру в виде тента, модель нашла широкое применение у художников для правильной передачи перспективы (1620).
Изобретение Галилея (1564 – 1642 гг.) телескопа (1609).
Разнообразие вариантов камеры-обскуры, приспособленных для рисования - пантограф, «физионотрас», chiaro-oscuro, camera-lucida.
Спрос художников, граверов, архитекторов, военных, оптиков, астрономов, географов на камеру-обскуру.
- Тематический план курса
- Раздел I. История отчественной фотографии с первой половины XIX до начала XX веков Введение
- Тема 1.«Фотография до фотографии». История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.
- Тема 2.История изобретения фотографии живописцами
- Тема 3.Первые шаги фотографии - изучение Российской (Петербургской) Академией наук фотографических методов.
- Тема 4.Дагерротипное искусство в традициях миниатюрной живописи. 1839 – 1860-е гг.
- Тема 5.Технологии раннего этапа фотографии
- Тема 6.История фотографических мастерских России
- Тема 7.Алексей Федорович Греков (а. Вокерг, и. Гутт, в.Окергиескел) – изобретатель, дагерротипист, первый российский светописец
- Тема 8.Сергей Львович Левицкий - родоначальник русской светописи
- Тема 9.Портретная фотография XIX – начала хх веков.
- Форматы и виды портретов
- Тема 10.Технологии развития негативно-позитивного метода фотографии
- Создание альбомов снимков маневров войск, быт военных лагерей, портреты военных и членов их семей н.Д. Диго в 1880-х.
- Тема 12.Этнография и фотография
- Тема 13.Особенности жанровой и пейзажной фотографии XIX века
- Тема 14.Видовая, интерьерная и архитектурная фотография Видовая, интерьерная и архитектурная фотография XIX века – документ XXI века.
- Тема 15.Пикториальная фотография новое фотографическое видение
- Тема 16.Фотографические журналы и фотографические общества XIX начала хх веков
- Тема 17.Патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Изобретатели фотографии XIX века.
- Тема 18.Научная фотография и наука о фотографии
- Тема 19.Творчество мастера репортажа к.К. Буллы.
- Мастера раннего советского репортажа.
- Раздел II. История фотографии хх века и современности Тема 20.Цветная фотография.
- Тема 22.Мастера пикториальной фотографии Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев и Александр Данилович Гринберг. Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев (1891-1979) - мастер лирического фотопейзажа.
- Тема 23. Александр Родченко – художник – фотограф.
- Тема 24.«Искусство движения» - эстетическая утопия хх века.
- Тема 25.Фотограмма или «другая фотография».
- Тема 26.Военная фотография. 1941-1945 гг. Новеллистический жанр фотоповествования.
- История снимка Роберта Капы «Гибель ополченца-лоялиста» (1936). Влияние на работу советских военных репортеров.
- Евгений Халдей легенда военного репортажа. Первый снимок – 22 июня 1941 утром на улицах Москвы, последний – на заседании военного трибунала в Нюрнберге.
- Тема 27. Советская фотография 50-70-х гг.
- Тема 28.Фотографический журнал – «Советское фото» и Прибалтийская фотография.
- Тема 29.Современная фотография
- Список литературы