logo search
Udut2 / Лекции_ЭПОПМ

1.1. Общие сведения

Подъемные краны объединяют большую группу подъемно - транспортных установок циклического действия. На промышленных предприятиях наиболее распространенным и универсальным подъемно - транспортным устройством является мостовой кран (рис. 1).

Рис. 1. Мостовой кран

Стальная конструкция моста крана 1 опирается на ходовые тележки и с помощью механизма перемещения 3 может перемещаться по подкрановым путям 2, укрепленным над обслуживаемой площадью на стационарных опорах. Вдоль моста крана проложены рельсы, по которым перемещается тележка 4 с установленными на ней механизмами передвижения и подъемной лебедки, осуществляющей подъем и спуск грузов. Таким образом, основными механизмами мостового крана являются: механизм передвижения моста, механизм передвижения тележки и подъемная лебедка, которые снабжаются индивидуальными электроприводами.

В зависимости от вида грузозахватного устройства 5 различают крюковые, магнитные грейферные и т.п. краны. На тележке грейферного крана обычно устанавливаются две лебедки, одна из которых служит для закрывания грейфера. Подъем закрытого грейфера осуществляется обеими лебедками. На мосту крана на одном рельсовом пути могут устанавливаться две или три тележки. Так магнитно-грейферный кран имеет магнитную тележку с лебедкой подъема магнита и грейферную тележку с лебедками подъема и закрывания грейфера.

Козловые краны, которые предназначены для работы под открытым небом, в отношении рабочих движений вполне аналогичны мостовым. Пример конструктивной схемы такого крана приведен на рис. 2.

Рис. 2 Козловой кран

Несущая ферма крана 1 опирается на подвижные опоры 2, перемещающиеся с помощью нескольких пар ходовых тележек 3. Козловой кран имеет те же основные механизмы, что и мостовой: механизм передвижения моста (иногда с индивидуальным приводом каждой ведущей тележки), механизм передвижения тележки 4 и размещенные на ней лебедки подъема и закрывания грейфера.

Такую же конструктивную схему и те же основные механизмы имеют перегрузочные мосты (например, рудные или угольные перегружатели), предназначенные для обслуживания обширных открытых складских территорий (пролет может превышать 100 м). Несколькими сотнями метров измеряется пролет так называемых кабель - кранов, в которых вместо жесткой фермы 1 используется несущий стальной канат.

На рис. 3 приведена конструктивная схема поворотного строительного крана.

Рис. 3 Поворотный строительный кран

Строительный башенный кран имеет башню 1, портал которой опирается на ходовые тележки 2. В верхней части башни имеется поворотный круг 6, на котором вращается поворотная головка башни 4 со стрелой 3 и консолью противовеса 5. Изменение вылета крюка 8 достигается перемещением тележки 7 вдоль стрелы (в других конструкциях для этой цели используется подъем - опускания стрелы). Все рабочие движения крана обслуживаются следующими механизмами: подъемной лебедкой, механизмом передвижения крана, механизмом передвижения тележки и механизмом поворота.

Портальный кран (рис. 4) является характерным представителем группы поворотных кранов.

Рис. 4. Портальный кран

Основанием крана является портал 1, который с помощью механизма передвижения с индивидуальным электроприводом ходовых тележек 4 может перемещаться по подкрановым путям. Поворотная платформа 2 опирается на портал через роликовый круг или поворотные балансировочные тележки, катающиеся по кольцевому рельсу при вращении платформы механизмом поворота. Угол наклона стрелы крана 3 может изменяться с помощью лебедки изменения вылета. Необходимая уравновешенность крана при разных вылетах стрелы обеспечивается подвижным противовесом 5, связанным со стрелой рычагом 6. Подъем и опускание крюка 7 осуществляется подъемной лебедкой, установленной в машинном зале поворотной платформы 2. На грейферных портальных кранах, оборудованных двухканатными грейферами, устанавливаются две однотипные подъемные лебедки для подъема и закрывания грейфера.