В одной связке
Французскому философу и писателю Ж. П. Сартру принадлежит изречение: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть». Согласно этой формуле, человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».
Вольноотпущенник природы, находясь среди бушующего человеческого мира, он отчаянно ищет пути и средства быть сопричастным сообществу людей, семье, исторической реальности, гармоничному природному мирозданию. И, в это же время, боится потерять свою индивидуальность, неповторимость, стать «как все».
Если мы заглянем внутрь себя, то увидим, что неистовый поиск своей «самости» есть по сути ежедневно создаваемый нами контекст сложных духовных связей и отношений с окружающей социальной действительностью. Это постоянно зановорождающийся в мыслях, чувствах, поступках жизненный мир каждого из нас. Оказывается, на протяжении всей жизни для осуществления важных жизненных планов нужны «соучастники». В этом смысле мы все как бы связаны одной веревкой, имя которой «Другой», «Общество», «Культура», «Человечество». Поэтому устанавливая отношения «я – ты», мы всегда имеем возможность развернуть их в двойную реальность человеческого «мы». Проблема в том, умеем ли?
Для проведения занятия «В одной связке» необходимы набор ситуаций и обыкновенная веревка. Ведущий вызывает столько участников, сколько их необходимо для решения ситуации. Дает им в руки веревку, которая выступает символом реальной человеческой взаимозависимости и зримо, наглядно выражает эту связь. Определяются ролевые позиции каждого. Задача: максимально реализуя свою цель, выработать и принять один из вариантов решения и осуществить его. При этом участникам категорически запрещено выпустить веревку и, тем самым, выбыть из «связки».
Например. Ситуация: А. хочет продолжить занятия; В. все надоело, он хочет уйти; С. устал, хочет пойти в столовую выпить чай. Но так как все участники «связаны» одной веревкой и бросить ее нельзя, каждый аргументирует свою позицию и пытается склонить других на свою сторону. Ценно то, что веревка дает наглядное представление динамики развития отношений. Она провисает там и тем больше, где выше проявляемое сопонимание одним другого. И наоборот, чем нетерпимее высказываемое мнение, тем сильнее ее натяжение. Решение ситуации – кульминация, а веревка – индикатор сложившихся отношений, показатель степени учета мнения и позиции другого человека.
Или возьмем еще ситуацию. В отличие от предыдущей она предполагает наличие групповой деятельности. Например, две «связки»по три человека. Каждый участник держит в руке свою часть веревки и мел. Задача: какая триада быстрее начертит на доске геометрические фигуры?
Мы привели в качестве иллюстрации общие ситуации. В то время как форма занятия может охватывать детей возраста от шести до семнадцати лет. В содержательном отношении это может быть проигрывание запретов взрослых, традиций школы, требований и норм культуры поведения, конфликтные ситуации и т. п.
Независимо от характера и содержания предлагаемой ситуации, основное внимание сосредоточивается на анализе. И участники и зрители анализируют не только способы решения ситуации, но и способы взаимодействия друг с другом. То есть предложенные варианты решения оцениваются в первую очередь с точки зрения их «очеловеченности».
В ходе самоанализа занятия его участниками ведущему представляется возможность классифицировать объяснения причин успешности или неуспешности деятельности участников по следующим группам: 1) причины межличностного характера. Исход ситуации объясняется изменчивыми характеристиками поведения: прилагаемые усилия, использование специфической тактики, метода, способов и форм поведения. Эти объяснения должны способствовать формированию убеждения, что в будущем можно достичь лучших результатов, если изменить поведение; 2) причины характерологические: исход ситуации объясняется неизменными чертами личности, такими, как способности и индивидуальность.
Результаты анализа могут служить базисом для понимания ребенка, класса. Они полезны также для понимания личностного развития человека и значения всевозможных столкновений, достижений, конфликтов, разочарований личности.
В этом смысле предлагаемая форма занятия может являться прологом или составной частью последующих психолого-педагогических тренингов.
Известно, что «последняя вещь, которую открывает рыба, это вода». Так и человек «вдруг» открывает, что нет человека «выше» или «ниже» его. Только когда я постигаю другого во всей его инаковости, как себя, как человека, и, руководствуясь от открывшимся мне постижением, прорываюсь к этому, другому, лишь тогда я выхожу за пределы своего «я». Мера приобщения к сообществу людей, ценностям человеческой культуры есть мера моего становления как Человека.
НЕ ПОДВОДЯ ИТОГОВ
Воспитательный процесс – это быстротекущая река, в которую, как говорил Гераклит, нельзя войти дважды. Происходящее в школе сегодня преобразуется в нечто вариативное завтра, когда иные обстоятельства и иные условия разворачиваются как фон для деятельности подрастающих и меняющихся детей.
Жизнь педагогической новации чрезвычайно коротка благодаря особому восприятию детей, для которых новационная форма уже в ходе ее практического внедрения перестает быть новацией, теряя блеск новизны, и порождает желание увидеть нечто новое, что придет на смену только что родившемуся. А это означает для педагога, что, как бы ни были эффектны, красивы, методически удобны для организатора формы, они живут, лишь помещенные в контекст их быстрого отрицания. Готовя новое, педагог заранее подготавливает смену этому новому.
Мозаика групповых дел в постоянной динамике, и вряд ли предсказуема картина сменяемых картинок этой мозаики. Конечно, что-то становится традиционным – особенно полюбившееся детям, - но и эти традиции хороши лишь тогда, когда они нарушаются, чтобы преобразоваться в нечто непривычное. Короткий срок жизни мозаичной системы, характерный для одной школы или отдельного класса, вводит в заблуждение многих педагогов, принимающих систему интересных форм за систему воспитательной системы. Последнее остается длительное время неизменным как модель воспитательного процесса, первое же губит себя самое при воспроизведении.
Педагог, работающий с детьми, всегда созидает новые формы групповой деятельности детей. Часто, не замечая этого и не осознавая того, что он в постоянном творческом напряжении, преобразуя формы работы с детьми то в деталях, то в сути, а то лишь в обрамлении.
Из огромного количества новаций мы избрали некоторые (не считая психологическую студию как форму, до конца не раскрытую в ее потенциях), самовольно отметя все остальные, потому что считаем, что не имеет принципиального значения число используемых форм и внедрение именно тех, которые появились в других коллективах. Формотворчество ежедневно и повсеместно и жесткой фиксации не подвластно. Веер предложенного выполняет роль иллюстрации того, что движение по новому руслу идет, что новое педагогическое мышление интенсивно развивается и нет конца, и нет остановки в его движении. Итоги нельзя подводить не потому, что еще не время, но потому, что итогов нет у вечного движения вперед, проявляющего себя в переливах формы.
СОДЕРЖАНИЕ
Групповое дело в работе педагога………………………………………………………………3
30 новых форм групповой деятельности детей………………………………………………...8
Психологическая студия…………………………………………………………………………59
Не подводя итогов………………………………………………………………………………..69
- Собранье пестрых дел
- Групповое дело последнего педагога
- 30 Новых форм групповой деятельности детей Волшебный стул
- Презентация мира
- Социодрама
- Разброс мнений
- Публичная лекция
- Открытая кафедра
- Пять минут с искусством
- Защита проекта (проект-мечта)
- Философский стол
- Приглашение к чаю
- Сократовская беседа
- Дерево, посаженное тобою…
- Корзина грецких орехов
- Театр-экспромт
- Час тихого чтения
- Турнир знатоков этикета
- Дискуссионные качели
- Гостиная: поэтическая
- Интеллектуальный аукцион
- Большой Круг (Малый Круг)
- Диалог с веком
- День добрых сюрпризов
- Путешествие в свое прошлое
- Проблемы и аргументы
- Свободный разговор
- Смешинка
- Этический тренинг
- Конверт дружеских вопросов
- Выпускной ринг
- Когда говорят предметы
- Калейдоскоп
- Лукошко
- В одной связке