logo search
Собрание пестрых дел

Выпускной ринг

Выпускной ринг занимает исключительное место среди всех инновационных форм работы с детьми. По яркости, праздничности, по духовному высокому напряжению, по психологическому резонансу и этическому освежению, по силе сплачивания и гуманизации взаимоотношений детей. Выпускной ринг незаменим. Если учитывать, что разовое поведение становится началом многолетней традиции, а традиционность Выпускного ринга увеличивает спектр воспитательных влияний, то возникает предложение, что та особенная форма несет в себе некоторую педагогическую закономерность, пока нами не вполне обнаруженную.

Содержательная деятельность детей (все классы либо представители всех классов) слагается из вопросов к выпускникам школы и выслушивании их ответов на поставленные вопросы. Понятно, что вопросы эти связаны с выходом выпускника в самостоятельную жизнь, где он сам ее планирует, составляет личную программу, намечает центральную профессиональную дорогу. Конечно же, это вопросы мировоззренческого характера, выводящие всех участников ринга на уровень философский. Даже когда младшеклассники задают предметно-конкретные вопросы (например, «Какие учебные предметы ты любил в школе больше всего?»), ответ они получают в обобщенном виде, так как выпускник поставлен условиями игры в особое положение осмысления всей школьной жизни.

Выпускной ринг – это интервью и, одновременно, отчет одиннадцатиклассников, это анализ школьного прошлого и, одновременно, вычерчивание перспектив будущего. Оттого, что это совершается прилюдно, что на такой высокий уровень поднимаются товарищи, только вчера еще равные во всем всем школьникам, а теперь вдруг оторвавшиеся от школьного единого простого братства, событие Выпускного ринга психологически потрясает. Каждый из присутствующий вдруг явственно видит, что он тоже неотвратимо движется к такому же финалу и что духовный багаж его к этому моменту может быть самым разным – как он это видит по ответам выпускников, и что только от него зависит его собственный облик к финалу школьного этапа жизни.

Атрибутика спортивного ринга присутствует лишь в своих символических обозначениях: полукруг стульев (или кресел) для выпускников, луч прожектора, направленный на этот полукруг, легкая ленточка, уже отделившая выпускника от всей веселой шумливой беззаботной братии, судейская коллегия и рефери, ведущий ринг и контролирующий этику сражения, гонг, извещающий о начале и финале ринга, иногда привносят часы, чтобы строго соблюдался временной период.

Вопросы задаются по правилу поднятой руки; право на вопрос предоставляется рефери; адресат, получивший вопрос, и адресат, получивший ответ, благодарят друг друга за общение; оскорбительная форма вопроса и вопросы интимного плана исключаются; посылаться вопросы могут как ко всему коллективу («Уважаемый 11-й класс, ответьте…»), так и к отдельным ученикам («Алеша! Я хочу тебя спросить…»); выпускники имеют визитные карточки, специально заготовленные для данного случая. По окончании ринга судейская коллегия выносит свое заключение о степени духовной подготовленности выпускников к самостоятельной жизни.

Афиша о проведении Ринга вывешивается задолго до его проведения. Выпускникам вручаются пригласительные билеты на Ринг. Об этике поведения на Ринге предупреждает ведущий.

Эмоциональным аккордом завершенного Ринга становится вручение сувенирных открыток каждому участнику Выпускного ринга: все школьники произвольно подходят по окончании к выпускникам и дарят им художественные открытки со своими бесхитростными пожеланиями.

Если успешно проведен Выпускной ринг, то высокое духовное содержание приобретает и последний звонок, автором которого – так развивается сейчас школьная традиция – выступают сами выпускники. Последний звонок – последний аккорд в системе специально организованной групповой деятельности школьника.

Психологическая студия

Ее еще нет как педагогического явления, вошедшего в систему воспитания школьника. Но психологическая студия уже существует в виде эпизодических занятий, отдельных уроков в курсе психологии общения, разовых встреч детей с психологами.

На наших глазах рождается еще одна новационная форма групповой деятельности детей, призванная повысить педагогическую культуру воспитательного процесса.

Предметом изучения на психологической студии («студио» - старание, изучение) и субъектом этого изучения выступает школьник, направляющий свои интеллектуальные силы на самого себя. Ему необходимы такого рода занятия: они помогают ему в понимании других людей («Счастье – это когда ты понимаешь окружающих людей»), углубляют его представление о себе («Счастье – когда сам себя понимаешь»), учат его выстраивать отношения с людьми («Счастье – когда тебя понимают»), гармонизируют его отношения с миром («Счастье – это когда весь мир во мне»).

Безусловно, методика психологической студии такова, что самопознание протекает опосредованно, через интересные формы разнообразной деятельности, через познание «другого» как человека. Работа группы происходит как общение добрых друзей, объединенных любознательностью и психологической пытливостью.

Проводит психологическую студию, как правило, педагог-психолог. Его особая профессиональная подготовка позволяет ему не нарушить психологической точности и холодности объективных закономерностей, не разрушая при этом воспитательных созидательных влияний.

Вероятно, при достаточной психологической подготовке школьный педагог мог бы практиковать психологическую студию как форму групповой работы с детьми.

Будем следить за ее внедрением в школьную действительность. А пока представим небольшой ряд занятий с детьми в психологической студии, названия которых фиксируют внешнюю сторону предложенной детям деятельности, фиксируют внимание детей на предметной деятельности скорее, чем на психологических преобразованиях ребенка – участника психологической студии. Материал этих студий разработан и описан в нашем сборнике аспирантами МПГУ им. Ленина О. Кардашиной, В. Питюковым, Л. Потаниной, А. Савченко.

Так же, как и все представленные в сборнике формы, ниже описанные занятия проверены на практике, исследованы в их влиянии на личность школьника, проверены в своей многовариативности формы и содержания на школах разных регионов: Карелии, Тюмени, Казахстана, Подмосковья, Москвы, Свердловска (Екатеринбурга). Они могут быть организованы и проведены школьным педагогом, школьным психологом, имеющим педагогическое образование, воспитателем детского сада, воспитателем детского дома или интерната.