logo search
Собрание пестрых дел

Защита проекта (проект-мечта)

Демократизация общества содействовала распространению и укреплению «Защиты проекта» как формы групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней его повседневности.

В проекте-мечте школьник выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Он создает проект того, что, по его мнению, нуждается в творческом перевоссоздании и что могло бы отвечать нуждам достойного человека в достойной его жизни.

Тематику проектов диктует сама действительность. Ее могут предлагать педагоги, сами дети, родители, она может рождаться в ходе работы коллективного органа самоуправления. Нередко приглашение к созданию проектов следует вслед за острым конфликтом, разгоревшимся в школе. Вот примеры тематического содержания таких проектов: «Наша школа через 50», «Классная комната, построенная мною», «Чем будет заниматься школьник через сто лет», «Вестибюль моей школы», «Искусство в нашей школе», «Внешний образ учителя и ученика в будущем веке», «Школьный двор моих внуков».

Первоначально для защиты мечты-проекта можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, конформиста, финансиста… Обсуждение проекта таким образом запрограммировано в его церемониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых проектов, обратясь к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего.

Чтобы проект-мечта» стал для школьника творчеством и заботой, игрой и интеллектуальным трудом, надо, наряду с широкой рекламой и состязательным стимулированием, организовать консультацию как по оформлению проекта, так и по церемонии его защиты. Инструкции помогают детям обрести уверенность. Опираясь на известные ему формы поведения во время защиты, школьник может мысленно не один раз проиграть свое поведение во время защиты, это освобождает его энергию на содержание проекта, он перестает беспокоиться о своем положении во время защиты проекта, больше думая о «проекте», чем о «защите».

Конечно же, объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и – добрым, так, чтобы каждому школьнику захотелось создавать проект-мечту. Классные воспитатели должны поддержать это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

Наилучшим вариантом организации творческой деятельности будет групповая работа по созданию проектов, которая сплачивает детей, позволяет участвовать в проекте и застенчивому, и не очень способному, и молчаливому. Но нельзя недооценивать влияние индивидуальных проектов и персональных защит, где отдельная личность предстает перед всеми в своей неповторимости и автономности.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: «за самый смелый проект», «за самый изящный проект», «за смый обоснованный проект», «за самый красивый проект» и т. д.