logo search
Собрание пестрых дел

Дискуссионные качели

Суть этой занимательной формы – в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску раскачивают качели; чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели»: «долго качаться нельзя – голова закружится!» подводит итог дискуссии.

Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли по земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.

Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает ученика, занимает его, что происходит с учеником: каникулы, книга, животные, родители, уроки, музыка.., а также сквернословие, драка, подкуп, унижение…

Первые «дискуссионные качели» могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного голоса; правило плюрализма; правило деликатности и т. п. В дальнейшем, когда форма поведения будет освоена и станет традиционной, поведенческие правила не оглашаются, преобразуясь в естественное поведение.

Временной период «дискуссионных качелей» определяется возрастом и интеллектуальной подготовленностью детей. Но, разумеется, и наличием у них опыта коллективных размышлений. Дети 5 – 6 классов активны во время «дискуссионных качелей», но их «толчки» коротки и слабы: они произносят фразы неполные, мысль оформляют плохо.

Старшеклассники неторопливы и не стремятся обязательно что-то сказать – «нажать доску», но их суждения интересны, глубоки, неожиданны, и поэтому «качели» взлетают «высоко» и «полеты» их длительные.

«Дискуссионные качели» родились как форма внеурочной деятельности детей. И – такое наблюдается довольно редко! – скоро стали формой урочного обучения, невольно смывая границу между процессом приобретения знаний неким индивидом и процессом формирования личности. Индивид на уроке начинает восприниматься как личность, поэтому нет ничего странного в таком расширении поля «дискуссионных качелей».

Тематическое поле этой формы групповой деятельности тоже безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, полюбившие эту форму, выдвигают свои вопросы для обсуждения, а иногда «дискуссионные качели» возникают спонтанно. Выглядит это так: «Пусть все скажут, что они думают по этому поводу!» - заявляет групповой лидер. Если педагог оказывается рядом, то легким корректированием он придает горячему обсуждению форму «дискуссионных качелей», обусловив ритм, поочередность высказывания, а главное – всеобщую гласность, следовательно, наибольшую объективность и справедливость.