2.2 Анализ производственно-экономической деятельности предприятия оао «Ижмолоко»
ОАО «Ижмолоко» является правопреемником Ижевского молочного комбината, построенного в 1972 г. Именно тогда были заложены основные принципы предприятия по производству качественной продукции.
ОАО «Ижмолоко» сегодня – это высокомеханизированное, оснащенное современным оборудованием молочное производство с собственным транспортным цехом, осуществляющим доставку сырья и готовой продукции.
Ассортимент – это более 130 наименований продукции с хорошими вкусовыми достоинствами от традиционных молочных продуктов до кисломолочной продукции с «живыми» бифидобактериями, десерты, разнообразие мороженого, сливочное масло, казеин, твердые сыры.
Высококвалифицированные специалисты предприятия планомерно работают над расширением ассортимента в таких направлениях, как:
производство продукции с лечебно-оздоровительным эффектом, доступной малозащищенным слоям населения;
выпуск десертной продукции;
выработка продуктов с более длительным сроком хранения и максимальным сохранением природных свойств молока.
Добиться поставленных целей в выпуске качественной продукции при щадящей тепловой обработке позволяют повышенные требования к качеству сырья. Молоко, поступающее на комбинат, сепарируется, пастеризуется, гомогенизируется и в цехах цельномолочного производства, фабрики мороженого, маслоцеха и сырцеха превращается в продукты, которые доступны ежедневно для каждого покупателя, но при этом являются очень ценными по питательным свойствам.
Качество продукции жестко контролируется собственной аттестованной химико – бактериологической лабораторией, специалисты которой отслеживают качественные показатели продукции на каждой ступени производства. Высокий профессионализм специалистов, использование только натурального сырья, применение самых современных технологий и лучших упаковочных материалов позволяют производить продукцию только отличного качества и хороших вкусовых достоинств.
Продукцию с торговым знаком «Ижмолоко» знают и любят. Более 800 торговых организаций в Удмуртии и соседних регионах, Казахстане, Сибири работают сейчас с ОАО «Ижмолоко». «Ижмолоко» производит и экспортную продукцию – казеин. По оценкам экспертов, комбинат отправляет за рубеж казеин только высокого качества. В четвертом квартале 2003 года введен в эксплуатацию цех по выработке твердых сыров.
Главные цели предприятия:
достижение высокого качества выпускаемой продукции;
обеспечение стабильности качества выпускаемой продукции;
своевременное и адекватное реагирование на все изменения ситуации на рынке;
создание и вывод новых продуктов, расширение ассортимента в соответствии с потребностями рынка;
увеличение доли продукции предприятия, как на внутреннем, так и на региональном рынках;
дальнейшее укрепление имиджа предприятия.
Для реализации целей перед коллективом предприятия стоят следующие задачи:
приоритетности вопросов качества в деятельности коллектива;
планирование производства на основе потребностей рынка по ассортименту и количеству;
постоянное развитие сети продаж продукции;
мобилизация усилий коллектива на умение предвидеть проблемы, распознавать возможности для развития предприятия и улучшения качества продукции.
Решение поставленных задач ЗАО «Ижмолоко» обеспечивается следующими средствами:
вовлечением каждого работника в процесс повышения качества продукции и труда;
достижением высокого уровня производственной и технологической дисциплины;
созданием эффективной системы мотивации труда;
систематическим обучением и повышением квалификации персонала;
улучшением условий труда работников предприятия;
установлением ответственности каждого работника за качество труда и продукции от директора до рабочего.
Анализ размеров производства ОАО «Ижмолоко» за последние три года представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ размеров производства ОАО «Ижмолоко»
№ п/п | Показатель | Год | 2010 к 2008 гг., % | ||
2008 | 2009 | 2010 | |||
1 | Объем товарной продукции, тыс.руб. | 492197 | 522831 | 541802 | 110 |
2 | Произведено, тонн: а) цельномолочная продукция б) мороженое в) сыр твердый г) масло д) казеин технический | 21884,0 3492,0 712,0 507,2 466,3 | 25406,2 3801,7 731,3 498,0 493,8 | 27831,0 4054,0 792,0 539,0 498,8 | 127,2 117,0 111,0 106,3 107,0 |
3 | Среднегодовая стоимость основных средств производства, тыс.руб. | 90598,0 | 111860,0 | 103165,0 | 114,0 |
4 | Стоимость оборотных средств, тыс.руб. | 122216,0 | 192571,0 | 208262,0 | 170,0 |
5 | Среднесписочная численность работников, чел | 626 | 668 | 776 | 123,9 |
6 | Производственная площадь предприятия, га | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 100,0 |
Исходя из данных по анализу размеров производства можно сказать, что объем товарной продукции предприятия увеличился с 2008 г. до 2010 г. на 10,1%. Мороженого стали выпускать больше на 16,1%, казеина технического - на 7,0, цельномолочных продуктов - на 27,2, масла - на 6,3%, сыра - на 11,2%. Среднегодовая стоимость основных средств производства увеличилась на 13,9%, а стоимость оборотных средств - на 70,4%, среднесписочная численность работников также увеличилась на 24,0%. Производственная площадь предприятия не изменяется.
Структура товарной продукции ОАО «Ижмолоко» представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Структура товарной продукции ОАО «Ижмолоко»
№ | Вид продук- ции | Год | ||||||||
2008 | 2009 | 2010 | ||||||||
Произведено, т | Выручка | Произведено, т | Выручка | Произведено, т | Выручка | |||||
тыс.руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |||||
1 | Цельномолочная | 21884,0 | 42432,5 | 8,8 | 25406,2 | 47212,5 | 8,8 | 27831,0 | 52881,3 | 8,8 |
2 | Мороженое | 3492,0 | 348900,0 | 73,0 | 3801,7 | 393563,0 | 73,2 | 4054,0 | 440401,0 | 73,0 |
3 | Сыр твердый | 712,0 | 1588,8 | 0,2 | 731,3 | 2372,5 | 0,3 | 792,0 | 3251,3 | 0,5 |
4 | Масло | 507,2 | 64136,3 | 13,0 | 498,0 | 69538,8 | 13,0 | 539,0 | 80392,5 | 13,3 |
5 | Казеин технический | 466,3 | 23946,3 | 5,0 | 493,8 | 25031,3 | 4,7 | 498,8 | 26305,0 | 4,4 |
| Итого | - | 481003,0 | 100,0 | - | 537718,0 | 100,0 | - | 603231,0 | 100,0 |
Анализируя структуру товарной продукции ОАО «Ижмолоко» можно сказать, что с 2008 по 2010 г. основная выручка приходится на реализацию мороженого и составляет 73,0%. Выручка от твердого сыра колеблется в пределах 0,2 – 0,5%. Масло к 2010 г. увеличилось на 0,3%. Цельномолочная продукция не изменилась и составляет 8,8%, зато доля от выручки казеина уменьшилась на 0,6%.
Рассчитаем коэффициент специализации:
Кс=100/∑ D (2n-1)
Где 100 – сумма удельных весов продукции, товаров, работ, услуг всего;
D – удельный вес продукции, товаров, работ, услуг отдельных отраслей в структуре реализации, в процентах;
n – порядковый и номер вида продукции, товаров, работ, услуг по занимаемому ею товарному весу, начиная с наивысшего.
Кс(2008г.)=100/(73*(2*1-1)+13,3*(2*2-1)+8,8*(2*3-1)+4,4*(2*4-1)+0,5*(2*5-1) = 100/192,2 = 0,5 – высокий уровень специализации.
Кс(2009г.)=100/(73,2*(2*1-1)+13,0*(2*2-1)+8,8*(2*3-1)+4,7*(2*4-1)+0,3*(2*5-1) = 100/191,8 = 0,5 – высокий уровень специализации.
Кс(2010г.)=100/(73*(2*1-1)+13,3*(2*2-1)+8,8*(2*3-1)+4,4*(2*4-1)+0,5*(2*5-1) = 100/192,2 = 0,5 – высокий уровень специализации.
Коэффициент специализации показывает высокую степень сосредоточенности хозяйства на основном виде производства.
В таблице 3 приведена структура использованного сырья.
Таблица 3 - Структура сырья, использованного на ОАО «Ижмолоко»
Вид сырья | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||||
Количество, т | Стоимость | Количество, т | Стоимость | Количество, т | Стоимость | ||||
тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | ||||
Молоко: высший сорт первый сорт второй сорт |
56371,25
21425,0
1265,0 |
190202,5
72328,75
4269,5 |
71,3
27,0
1,6 |
65018,75
24021,25
1263,75 |
217878,75
80663,75
4267,0 |
71,0
26,6
1,4 |
71193,75
22592,5
1138,75 |
291692,5
92563,75
4667,5 |
75,0
23,8
1,2 |
Итого | 79061,25 | 266800,75 | 100 | 90303,75 | 302809,5 | 100 | 94925,0 | 311 139,0 | 100 |
Анализируя структуру использованного сырья можно сказать, что к 2010 г. в сравнении с 2008 г количество молока высшего сорта увеличилось на 14822,5 т, первого сорта - на 1167,5 т, зато количество молока второго сорта снизилось на 126,25 т. Стоимость высшего сорта увеличилась на 3,7%, а первого и второго сорта снизилась на 3,2 и 0,4% соответственно.
В таблице 4 приведена структура затрат на производство и реализацию продукции.
Таблица 4 – Структура затрат на производство и реализацию продукции на ОАО «Ижмолоко»
№ | Статья затрат | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
1 | Сырье и материалы | 335950,5 | 77,0 | 379226,3 | 78,3 | 422181,0 | 76,2 |
2 | Работы и услуги производственного характера, исполненные сторонними организациями | 49842,4 | 11,4 | 54262,3 | 11,2 | 73997,0 | 13,3 |
3 | Топливо | 4871,9 | 1,1 | 5204,8 | 1,1 | 6490,0 | 1,2 |
4 | Энергия | 3697,8 | 0,8 | 3937,6 | 0,8 | 5490,0 | 1,0 |
5 | Итого материальные затраты | 394362,6 | 90,3 | 442631,0 | 91,4 | 508158,0 | 91,7 |
6 | Затраты на оплату труда | 29075,6 | 6,7 | 32892,8 | 6,7 | 33960,0 | 6,1 |
7 | Единый социальный налог | 7901,8 | 1,8 | 5204,8 | 1,0 | 7490,0 | 1,4 |
8 | Амортизационные отчисления | 4971,9 | 1,2 | 3770,3 | 0,9 | 4392,0 | 0,8 |
9 | Всего затрат | 436311,9 | 100,0 | 484498,9 | 100,0 | 554000,0 | 100,0 |
Анализируя данную структуру затрат можно сказать, что общие затраты к 2010г, в сравнении с 2008г, увеличились на 117688,1 тыс. руб., увеличились затраты на работы и услуги производственного характера, исполненные сторонними организациями на 1,9%, топливо - на 0,1%, энергию - на 0,2%. Зато снизились затраты на сырье и материалы - на 0,8%, оплату труда - на 0,6%, ЕСН - на 0,4%, амортизационные отчисления - на 0,2%. В 2009 г. затраты на сырье и материалы увеличивались на 1,3%.
Экономическая эффективность работы предприятия представлена в таблице 5. Анализируя таблицу 5 можно сделать следующие выводы, что прибыль на мороженое к 2010, в сравнении с 2008г, уменьшилась на 5190 тыс. руб., а уровень рентабельности на 6,3%. Прибыль от казеина технического, цельномолочной продукции, масла и сыра к 2010г. увеличилась соответственно на 2635 тыс. руб., 4907,5 тыс. руб., 6561,1 тыс. руб. и 1161,3 тыс. руб., а рентабельность на 14,1; 8,7; 4 и 48,2% соответственно. Наиболее рентабельно было производство сыра (136% к 2010 г.), а наименее мороженое (13,8% к 2010г). Если сравнить прибыль 2009 и 2010 г. с 2008 г. можно сказать, что в 2009 г. прибыль увеличилась на 17856,2 тыс. руб., а в 2010 г. на 10074,9.тыс. руб.
Таблица 5 – Экономическая эффективность производства и анализ рентабельности
Вид продукции | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||||||||
Размер денежной выручки, тыс. руб. | Коммерческая себестоимость, тыс. руб. | Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. | Уровень рентабельности, % | Размер денежной выручки, тыс. руб. | Коммерческая себестоимость, тыс. руб. | Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. | Уровень рентабельности, % | Размер денежной выручки, тыс. руб. | Коммерческая себестоимость, тыс. руб. | Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. | Уровень рентабельности, % | |
Цельномолочная продукция | 42432,0 | 33252,5 | 9180,0 | 27,6 | 47212,5 | 38437,5 | 8775,0 | 22,8 | 52881,3 | 38793,8 | 14087,5 | 36,3 |
Мороженое | 34890,0 | 290473,0 | 58427,5 | 20,1 | 393563,8 | 321417,5 | 72146,3 | 22,4 | 440401,3 | 387163,8 | 53237,5 | 13,8 |
Сыр | 1588,8 | 871,3 | 717,5 | 87,8 | 2372,5 | 1136,3 | 1236,2 | 108,7 | 3251,3 | 1372,5 | 1878,8 | 136,0 |
Масло | 64136,0 | 43222,5 | 20913,8 | 48,0 | 69538,8 | 45282,5 | 24256,3 | 53,6 | 80392,5 | 52917,6 | 27474,9 | 52,0 |
Казеин технический | 23946,0 | 19397,5 | 4548,8 | 23,5 | 25031,3 | 19801,3 | 5230,0 | 26,4 | 26305,0 | 19121,3 | 7183,8 | 37,6 |
Итого | 481003,9 | 387216,3 | 93787,6 | 24,2 | 537718,9 | 426075,1 | 111643,8 | 26,2 | 603231,4 | 499369,0 | 103862,5 | 20,8 |
Уровень рентабельности к 2009 г. увеличился на 2,0%, но к 2010 г., по сравнению с 2009 г., снизился на 5,4%. Снижение прибыли к 2010 г. объясняется тем, что возросли затраты (ремонт цехов, помещений, оборудования, модернизация), а также в 2010 г. качество молока снизилось из – за плохих погодных условий. В целом ОАО «Ижмолоко» является прибыльным молокоперерабатывающим предприятием и имеет высокий уровень рентабельности (он колеблется от 20,8 до 26,2%).
Исходя из данных по анализу размеров производства можно сказать, что объем товарной продукции предприятия увеличился на 10,1% (сравнивая 2008 с 2010г). Основная выручка приходится на реализацию мороженого – 73%, цельномолочная продукция составляет 8,8%. Коэффициент специализации (0,5) показывает высокую степень сосредоточенности хозяйства на основном виде производства.
Также можно сказать, что общие затраты увеличились на 117688,1 тыс. руб. Наиболее рентабельно производство сыра (136% к 2010 г.), а наименее мороженое (13,8% к 2010 г.). Прибыль к 2010 г. увеличилась на 10074,9 тыс. руб.. Уровень рентабельности к 2009г увеличился на 2,0%, но к 2010г, по сравнению с 2009г, снизился на 5,4%. В целом ОАО «Ижмолоко» является прибыльным молокоперерабатывающим предприятием и имеет высокий уровень рентабельности.
- Министерство сельского хозяйства российской федерации
- Содержание
- Введение
- 1 Обзор литературы
- 1.1 Состояние молочной промышленности
- 1.2 Значение и пищевая ценность йогурта
- 1.3 Классификация и технологии производства йогурта
- 1.4 Использование сахарозаменителей и витамина d в молочной промышленности
- 2 Собственные исследования
- 2.1 Материал, методика и условия проведения исследований
- Анализ йогурта проводился по следующим показателям.
- 2.2 Анализ производственно-экономической деятельности предприятия оао «Ижмолоко»
- 2.3 Технология производства молока в оао «Ижмолоко»
- 2.4 Технология переработки молока
- 2.5 Результаты экспериментальных исследований
- 3 Безопасность жизнедеятельности на производстве
- Организация контроля за состоянием от и пожарная безопасность
- 4 Экологическая безопасность