Тема 15.Пикториальная фотография новое фотографическое видение
История возникновения пикториальной фотографии (живописной, художественной) в 1890-е. Влияние работы английского фотографа Г. Робинса «Pictorial Effect in Photography» на становление и развитие некоторых эстетических концепций построения изображений (1869). Пикториализм как направление художественной фотографии, которым соответствовали эстетические критерии живописи. Фотограф выступал в роли художника.
«Благородные методы печати», позволяющие фотографу вносить значительные изменения. (убирать лишние детали, менять контраст изображения, придавать фотографии вид гравюры, рисунка)
Технические особенности – применение различных техник (бромойль, гуммиарабика, пигментная печать), использование мягкорисующей оптики (гелиар), монокля.
Развитие эстетических принципов живописи в пикториальной фотографии (распространены романтические, идиллические мотивы в пейзажах, натюрмортах; тема женщины рассматривается как источник вдохновения).
Особенности пикториальной фотографии России, обусловленные традициями российской школы живописи (И.Е. Репин, Н.И. Крамской, И.И. Шишкин).
Теоретик искусства светописи, фотограф-художник, талантливый педагог Николай Александрович Петров (1876–1940), организатор общества фотографов-любителей «Дагерр», Киев. Новые пути в жанре фотопортрета – передача «душевных качеств людей», уход от бутафории, воспитание нового поколения фотографов.
Пластичность как метод создания гармоничного снимка (темная тональная гамма – освещение лица пучком направленных лучей; мягкорисующая оптика; светлая тональная гамма – частичная обработка бромомасляным процессом, имитация карандашного рисунка).
Портретные этюды. Расцвет жанра психологического и камерного портрета.
Борис Пашкевич – последователь живописной школы фотографии.
Живописная фотография Алексея Сергеевича Мазурина. В работах прослеживается господствующий в то время стиль модерн. Фотографии из сельской жизни не выходили за рамки изящных изображений. Творчество Сергея Александровича Лобовикова (1870-1942), Анатолия Ивановича Трапани (1881 - ?), Юрия Петровича Еремина (1881-1948), Яна Булгака (1876-1950), Николая П. Андреева (1882-1947).
Творческая группа «Молодое искусство» (1912). Новые способы печати, негатив - повод для творческой обработки позитива; программные произведения – попытки создания отвлеченных символических образов.
Разгром пикториальной фотографии, как течения советской фотографии на дискуссии «О формализме и натурализме в фотоискусстве» (1936).
- Тематический план курса
- Раздел I. История отчественной фотографии с первой половины XIX до начала XX веков Введение
- Тема 1.«Фотография до фотографии». История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.
- Тема 2.История изобретения фотографии живописцами
- Тема 3.Первые шаги фотографии - изучение Российской (Петербургской) Академией наук фотографических методов.
- Тема 4.Дагерротипное искусство в традициях миниатюрной живописи. 1839 – 1860-е гг.
- Тема 5.Технологии раннего этапа фотографии
- Тема 6.История фотографических мастерских России
- Тема 7.Алексей Федорович Греков (а. Вокерг, и. Гутт, в.Окергиескел) – изобретатель, дагерротипист, первый российский светописец
- Тема 8.Сергей Львович Левицкий - родоначальник русской светописи
- Тема 9.Портретная фотография XIX – начала хх веков.
- Форматы и виды портретов
- Тема 10.Технологии развития негативно-позитивного метода фотографии
- Создание альбомов снимков маневров войск, быт военных лагерей, портреты военных и членов их семей н.Д. Диго в 1880-х.
- Тема 12.Этнография и фотография
- Тема 13.Особенности жанровой и пейзажной фотографии XIX века
- Тема 14.Видовая, интерьерная и архитектурная фотография Видовая, интерьерная и архитектурная фотография XIX века – документ XXI века.
- Тема 15.Пикториальная фотография новое фотографическое видение
- Тема 16.Фотографические журналы и фотографические общества XIX начала хх веков
- Тема 17.Патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Изобретатели фотографии XIX века.
- Тема 18.Научная фотография и наука о фотографии
- Тема 19.Творчество мастера репортажа к.К. Буллы.
- Мастера раннего советского репортажа.
- Раздел II. История фотографии хх века и современности Тема 20.Цветная фотография.
- Тема 22.Мастера пикториальной фотографии Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев и Александр Данилович Гринберг. Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев (1891-1979) - мастер лирического фотопейзажа.
- Тема 23. Александр Родченко – художник – фотограф.
- Тема 24.«Искусство движения» - эстетическая утопия хх века.
- Тема 25.Фотограмма или «другая фотография».
- Тема 26.Военная фотография. 1941-1945 гг. Новеллистический жанр фотоповествования.
- История снимка Роберта Капы «Гибель ополченца-лоялиста» (1936). Влияние на работу советских военных репортеров.
- Евгений Халдей легенда военного репортажа. Первый снимок – 22 июня 1941 утром на улицах Москвы, последний – на заседании военного трибунала в Нюрнберге.
- Тема 27. Советская фотография 50-70-х гг.
- Тема 28.Фотографический журнал – «Советское фото» и Прибалтийская фотография.
- Тема 29.Современная фотография
- Список литературы