2.3.4. Шатунные болты
Шатунные болты относятся к ответственным деталям, обрыв которых связан с тяжелыми аварийными последствиями. Поэтому они изготавливаются тщательно с плавными переходами между элементами и подвергаются термообработке.
При нормальной плоскости разъема шатунные болты часто являются и установочными, т.е. точно фиксируют положение крышки КГШ. Такие болты имеют призонный поясок, фиксирующий положение крышки относительно шатуна. Отверстия под них обрабатывают с большой точностью.
Для предотвращения проворачивания болтов при затяжке гаек их головки делают с вертикальным срезом по оси болта, а в зоне сопряжения КГШ со стержнем фрезеруют вертикальный уступ или площадку.
Шатунные болты подвергаются однозначным переменным нагрузкам, которые в основном создаются силами инерции ВПД масс и центробежной силой инерции вращающейся массы шатуна за вычетом массы крышки. Максимальное значение этой силы при положении поршня в ВМТ в процессах выпуска - впуска.
Для повышения усталостной прочности болтов зоны переходов в местах изменения их формы выполняются в виде галтелей с возможно большим радиусом r = (0,15…0,50)d или двумя радиусами (r2 > r1, см. рисунок). Поверхности элементов болтов шлифуются (полируются), а резьба выполняется с мелким шагом методом накатки.
При малой жёсткости КГШ опорные поверхности головки и болта перекашиваются, т.е. становятся непараллельными, в результате изгиба болта в нем возникают дополнительные изгибные напряжения, не учитываемые расчетом (расчет проводится на растяжение - сжатие). Поэтому для устранения или сведения к минимуму их повторно-переменного изгиба, имеющего место вследствие деформации головок болтов в зоне стыка, принимают следующие меры:
увеличивают жесткость бобышек КГШ;
уменьшают опорные кольцевые площади болта и гайки;
используются самоустанавливающиеся (сферические) поверхности контакта головки болта и его посадочного места (в этом случае в таком же виде выполняется посадочное место головки болта);
разгрузка зон с высокой концентрацией от изгибной деформации путём создания в конструкции болта участков с повышенной податливостью.
Диаметр стержня болта делают меньше диаметра резьбы; упругий стержень изгибается, но при этом разрушается резьбовая часть болта. Однако с уменьшением жёсткости уменьшается переменная составляющая его нагрузки (её амплитуда), что увеличивает усталостную прочность болта.
Затяжку шатунных болтов выбирают из условия нераскрытия стыка разъёмной КГШ. Сила затяжки должна в 2…3 раза превосходить максимальное значение силы инерции, разрывающей болт. Она строго контролируется с помощью динамометрических ключей. Момент затяжки шатунных болтов составляет: 70…80 Нм для двигателей с искровым зажиганием и 180…240 Нм для дизелей.
Недостаточная затяжка приводит к раскрытию стыка и образованию наклепа на сопрягаемых поверхностях.
Разрушение болтов может носить чисто усталостный характер от дополнительных напряжений изгиба, вызываемых недостаточной жесткостью КГШ и непараллельностью опорных поверхностей гайки и болта.
Чрезмерная затяжка болтов сопровождается текучестью материала с дальнейшим ослаблением затяжки. Резьбовые соединения болта с гайкой, как правило, выполняют самоконтрящимися.
Материалы шатунных болтов
Стали 35Х, 40Х, 40ХН и углеродистые стали для двигателей с искровым зажиганием. В дизелях, имеющих более высокие моменты затяжки, для изготовления шатунных болтов применяют легированные стали 18ХНВА, 20ХНЗА, 40ХНМА, имеющие пределы текучести в 2,3…3,0 раза большие, чем у углеродистых сталей. Однако легированные стали отличаются повышенной чувствительностью к концентрациям напряжений. Их усталостная прочность незначительно отличается от усталостной прочности углеродистых сталей, что позволяет использовать последние в резьбовых соединениях, не требующих большой предварительной затяжки.
Метод изготовления – штамповка на холодно-высадочных автоматах с последующей накаткой резьбы и термической обработкой (закалка и высокий отпуск).
Повышение надёжности шатунных болтов достигается:
контролируемой затяжкой; созданием плавных переходов от резьбовой части к стержню; центровкой болта и жесткими допусками биения торца, гайки и головки; применением более мелкой резьбы, что увеличивает ее усталостную прочность;
обкаткой резьбы роликами после ее нарезки, что вдвое увеличит усталостную прочность.
Для предотвращения проворачивания болтов их головки выполняют несимметричной формы с вертикальным срезом, а в теле шатуна фрезеруют площадки или углубления с вертикальным уступом. Гайки болтов – самоконтрящиеся (как правило, обжатые по граням).
Нарушение работоспособности болтов (помимо действия основной нагрузки) вызывается:
недостаточной силой затяжки болтов, что приводит к раскрытию стыка и образованием на его поверхности наклёпа;
монтажной перетяжкой болтов, приводящей к текучести материала и дальнейшим ослаблением затяжки;
недостаточной жёсткостью КГШ и непараллельностью опорных поверхностей бота и гайки, что приводит к напряжениям изгиба.
- 2. Кривошипно-шатунный механизм
- 2.1. Остов двигателя
- 2.1.1. Силовые схемы
- 4. С несущим цилиндром, растягиваемым в осевом направлении силами газов (для двигателей с во)
- Картер двигателя
- 2.1.3. Гильзы цилиндров и цилиндры
- 2.1.4 Головка цилиндров
- 2.1.5. Уплотнение газового стыка
- 2.2. Поршневая группа
- 2.2.1. Поршень
- 2.2.2 Поршневой палец
- 2.2.3. Поршневые кольца
- 2.3. Шатунная группа
- 2.3.1. Поршневая головка шатуна
- 2.3.2 Стержень шатуна
- 2.3.3. Кривошипная головка шатуна
- 2.3.4. Шатунные болты
- 2.3.5. Вкладыши кривошипной головки шатуна (шатунные подшипники)
- 2.3.6. Дефекты шатуна
- 2.4. Коленчатый вал
- 2.4.1. Состав кв и назначение его элементов
- 2.4.2. Крутильные колебания кв и гасители крутильных колебаний
- 2.4.3. Носок и хвостовик коленчатого вала
- 2.4.4. Материалы и технология
- 2.4.5. Методы упрочнения коленчатого вала