logo search
Met_ukazania_Neftegazovy_komplex

3.2. Классификация установок первичной перегонки нефти

Технологические схемы установок первичной перегонки нефти обычно выбираются для определенного варианта переработки нефти — топливного или топливно-масляного.

При неглубокой переработке нефти по топливному варианту пере­гонка ее осуществляется на установках AT (атмосферных трубчатках); при глубокой переработке — на установках АВТ (атмосферно-вакуумных трубчатках) топливного варианта и при переработке по масляному варианту — на установках АВТ масляного варианта. Если установки AT имеют только атмосферный блок, то установки АВТ — блоки атмосфер­ной и вакуумной перегонки нефти и мазута соответственно. Иногда строят установки ВТ (чаще как секции маслоблока или для получения остаточного битума).

В зависимости от варианта переработки нефти получают различный ассортимент топливных и масляных фракций, а на установках AT при неглубоком топливном варианте получают компоненты моторных топлив и в остатке мазут (котельное топливо).

По глубокому топливному варианту на атмосферном блоке получа­ют бензиновые, керосиновые и дизельные фракции, а мазут подвергают дальнейшей переработке на блоках вакуумной перегонки с выделением широкой дистиллятной фракции и гудрона с последующим их крекиро­ванием.

При топливно-масляном варианте переработки нефти и наличии на заводе установок каталитического крекинга и АВТ большой единичной мощности целесообразно использование комбинированной технологи­ческой схемы установки первичной перегонки нефти, обеспечивающей одновременное или раздельное получение из нефти наряду с топливны­ми фракциями широкой и узких масляных фракций. Принципиальные технологические схемы таких установок приведены на рис. 3.2.

По данной схеме переработка нефти осуществляется в три ступени: атмосферная перегонка с получением топливных фракций и мазута, ва­куумная перегонка мазута с получением узких масляных фракций и гудрона и вакуумная перегонка смеси мазута и гудрона, или с получе­нием широкой масляной фракции и утяжеленного остатка, используемого для производства битума.

Рис.3.2. Принципиальные схемы установок первичной перегонки нефти по топливному ва­рианту неглубокой переработки AT (а), топливному варианту глубокой переработки АВТ (б) и топливно-масляному варианту (в):

1 — атмосферная колонна; 2 — отпарная секция; 3 — вакуумная колонна;

I- нефть;II—легкий бензин;III—углеводородный газ;IV— тяжелый бензин; К—водяной пар;VI— керосин;VII— легкое дизельное топливо;VIII— тяжелое дизельное топливо;IX— мазут;X— неконденсируемые газы и водяной пар в вакуумсоздающую систему; XI— широкая масляная фракция;XII— гудрон;XIII— легкий масляный дистиллят;XIV— средний масляный дистиллят;XV— тяжелый масляный дистиллят.

Применение двух ступеней вакуумной перегонки с одновременным или раздельным получением широкой и узких масляных фракций придает установкам АВТ значительную тех­нологическую гибкость.

Установка АВТ, комбинированная с обезвоживанием и обессоливанием нефти, с двухступенчатой вакуумной перегонкой показана на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Комбинированная схема установки АВТ:

1 — электродегидратор; 2 — колонна стабилизации; 3 — атмосферная колонна; 4 — отпарная сек­ция; 5—вакуумная колонна I ступени; 6— вакуумная колонна II ступени;

I—нефть;II- легкий стабильный бензин;III—сжиженный газ;IV— углеводородный газ;V— тяжелый бензин;VI— водяной пар;VII— керосин;VIII— легкое дизельное топливо;IX—тяже­лое дизельное топливо;X— легкий вакуумный газойль;XI— неконденсируемые газы и водяной пар в вакуумсоздающую систему;XII— легкий масляный дистиллят;XIII— средний масляный дистиллят;XIV— тяжелый масляный дистиллят;XV— гудрон (на деасфальтизацию);XVI— широ­кая масляная фракция;XVII— утяжеленный гудрон (асфальт)