2.1. Общие вопросы
Наибольший удельный вес в производстве земляных работ на различного рода строительствах, а также на вскрышных работах и при выеме полезных ископаемых открытым способом имеют в настоящее врем экскаваторы.
Одноковшовые экскаваторы в отношении рабочих движений и конструкции имеют много общего с поворотными, например портальными, кранами. Небольшие экскаваторы могут при необходимости работать в качестве подъемных кранов, так как выполнятся универсальными со сменным рабочим оборудованием. Более крупные экскаваторы являются специализированными землеройными машинами, предназначенными только для черпания грунта или предварительно разрушенной взрывом скальной породы и перемещение наполненного ковша к месту выгрузки.
Одноковшовые экскаваторы могут быть разделены на три основных класса: малой производительности, с емкостью ковша 0.5-2.0 , средней - с емкостью ковша 2.5-8и большой производительности с ковшом емкостью выше 10. Наиболее характерными являются экскаватор - лопата (прямая лопата, обратная лопата) у которого ковш имеет жесткое сочленение со стрелой и экскаватор - драглайн, у которого ковш подвешен на канатах.
По ходовому оборудованию экскаваторы делятся на гусеничные и шагающие. В соответствии с конструкцией ходовой части в обозначение типа экскаватора средней и большой производительности включаются буквы: Г - гусеничный, Ш - шагающий.
Экскаваторы выпускаются для работы на различных грунтах, которые по степени трудности разработки делятся на несколько категорий. Тяжелые грунты разрабатываются, как правила, экскаваторами - лопатами, мягкие грунты - драглайнами. По обозначению типа экскаватора можно судить о его назначении. Например, экскаватор ЭВГ-15 является машиной - лопатой на гусеничном ходу, предназначенной для вскрышных работ и имеющей ковш объемом 15 . Экскаватор ЭКГ-8 является карьерным гусеничным экскаватором-лопатой с объемом ковша 8. Карьерные экскаваторы предназначаются для работы в скальных грунтах и имеют по сравнению с вскрышными более короткую и усиленную стрелу. Экскаваторы - драглайны отличаются по обозначению от экскаватора - лопаты тем, что в цифровой величине указывается, кроме объема ковша, еще длина стрелы. Машины ЭШ-15/90 и ЭШ-25/100 являются шагающими экскаваторами соответственно с ковшами 15 и 25и стрелами 90 и 100 м.
Экскаватор - лопата (рис.24) имеет ковш 1, жестко связанный с рукоятью 2, шарнирно укрепленной на стреле 3 и имеющей возможность поступательного перемещения. Наполнение ковша производится с помощью двух рабочих движений: подъема ковша и поступательного движения рукояти, создающего напор для внедрения зубьев ковша в грунт. Третьим рабочим движением является поворот платформы 4 экскаватора; оно необходимо для перемещения ковша к месту выгрузки и в забой и имеется на всех машинах независимо от типа рабочего оборудования. Для открывания днища ковша при разгрузке служит вспомогательный двигатель, укрепленный на стреле, вал двигателя тросом связан с засовом, удерживающим днище ковша в закрытом положении. Основными механизмами экскаватора - лопаты являются: механизм подъема (подъемная лебедка, кинематическая схем одной из которых приведена на рис. 25), механизм напора и механизм поворота. Необходимые перемещения экскаватора производятся с помощью гусеничного механизма передвижения (хода).
Рис. 24. Общий вид экскаватора – лопаты
Рис. 25. Кинематическая схема лебедки подъема: М1, М2 -электродвигатели; 1 - редуктор; 2 - барабан; 3 - тормозное устройство; 4 – канат
Экскаватор - драглайн (рис.26) имеет ковш 1, свободно подвешенный на канатах. Наполнение ковша (черпание) производится путем подтягивание его к машине с помощью тягового каната 2. При этом ковш внедряется в грунт под действием собственного веса и удерживается от чрезмерного заглубления с помощью с помощью подъемных канатов 3. С помощью подъемных канатов производится подъем ковша к голове стрелы, в процессе которого тяговые канаты удерживают загруженный ковш от опрокидывания. Третьим рабочим движением в цикле экскаватора является поворот на выгрузку и в забой. В конце поворота на выгрузку тяговые канаты ослабляются, что вызывает опрокидывание и разгрузку ковша.
Рис. 26. Общий вид экскаватора - драглайна
Таким образом, основными механизмами экскаватора - драглайна являются две одинаковые по конструкции подъемная и тяговая лебедки и механизм поворота. Для уменьшения давления на грунт при работе драглайн опирается на круглую плиту большого диаметра (базу 4), а для передвижения используется механизм шагания с опорными лыжами 5 большой площади.
В табл. 5 приведены основные технические показатели некоторых типов отечественных экскаваторов.
Таблица 5
Тип | Мощность двигателей, кВт | Расчетный угол поворота, град | Время цикла, с | Производительность | Масса, т | ||
Подъем | Напор | Поворот | |||||
ЭКГ-4.6 | 90 | 23 | 620 | 180 | |||
ЭКГ-8 | 90 | 26 | 1100 | 340 | |||
ЭШ-15/90 | 135 | 70 | 720 | 1500 | |||
ЭШ-25/100 | 135 | 67 | 1100 | 2500 | |||
ЭВГ-15 | 90 | 65 | 800 | 1150 | |||
ЭВГ-35/65 | 90 | 55 | 2500 | 3000 |
- Электропривод общепромышленных механизмов
- 1. Электропривод электрических кранов
- 1.1. Общие сведения
- 1.2. Статические и динамические нагрузки электроприводов подъемников и тяговых лебедок
- 1.3. Статические и динамические нагрузки электроприводов механизмов передвижения и поворота
- Сила сопротивления от давления ветра
- Среднеквадратичная величина статического момента при произвольном положении поворотной платформы
- Моменты сопротивления при подъеме по наклонной плоскости При движении тележки по наклонной плоскости
- 1.4. Ограничение механических перегрузок механизмов циклического действия
- 1.5. Электропривод подъемных кранов
- 1.5.1.Защита крановых электропривода
- 1.5.2. Контроллерное управление крановыми двигателями
- 1.5.3. Схемы непосредственного управления с использованием кулачковых контроллеров
- 1.5.4. Системы асинхронного электропривода крановых механизмов, обеспечивающие жесткие характеристики при малой скорости
- Заключение
- 2. Электропривод одноковшовых экскаваторов
- 2.1. Общие вопросы
- 2.2. Требования к электроприводу механизмов экскаваторов
- 2.3. Выбор мощности электродвигателей механизмов экскаваторов
- 2.4. Функциональные схемы систем электроприводов одноковшовых экскаваторов
- 2.5. Системы автоматического управления операциями рабочего цикла одноковшового экскаватора
- 2.5.1. Система автоматического управления процессом копания
- 2.5.2. Автоматические системы защиты рабочего оборудования
- 2.5.2.1. Система автоматического управления процессом выбора слабины подъемного каната
- 2.5.2.2. Система выравнивания нагрузок в силовых модулях привода поворота
- 3. Электропривод и автоматизация лифтов и шахтных подемных машин
- 3.1. Общие сведения
- 3.2. Выбор двигателя подъемных машин по мощности
- 3.3. Требования к системам электроприводов лифтов
- 3.4. Основные узлы схем управления лифтов и подъемников
- 3.5. Точная остановка подъемных машин
- 3.6. Автоматическое регулирование положения
- 3.7. Пример структурной схемы электропривода лифта
- 4. Электропривод механизмов непрерывного транспорта
- 4. 1. Общие вопросы
- 4.2. Статические и динамические нагрузки приводов механизмов непрерывного действия
- 4.2. Определение мощности и месторасположения приводных станций конвейеров
- 4.3. Выравнивание нагрузки в регулируемых электроприводах.
- 4.4. Рольганги
- 5. Электропривод механизмов центробежного и поршневого типов