Тема 9.Портретная фотография XIX – начала хх веков.
Портретная фотография XIX века – исторический документ XXI века. Соотношение документальности и художественности в портретной фотографии.
Устройство первых ателье. Съемочный павильон. Верхнее, фронтальное или боковое освещение с помощью занавесей и ширм-отражателей.
Круг профессиональных вопросов фотографов: ограниченные условия ателье, использование рисованных фонов или смонтированных из отдельных предметов интерьерных обстановок, различных наборов мебели и других аксессуаров; использование освещения, применение негативной и позитивной ретуши, придание цвета снимку (вираж).
Особенности портретного жанра (комплиментарность первых портретных дагерротипов, получение оптимального изображения с учетом технических возможностей, постановка модели перед аппаратом, выбор позы, выразительность жеста.).
История создания группового дагерротипного портрета С.Левицкого «Н.В. Гоголь в группе русских художников в Риме» (1845).
Роль композиции в портретной фотографии (фронтальное построение - диагональ, овал). Заимствование фотографией жанра акварельного портрета. Сценическая непроизвольность групповых портретов, фотографические мизансцены – искусство театральной постановки. Естественный свет и его роль в композиционном построении.
Первый учебник по фотографии. «В портрете должно показать некоторый род действия, т.е. чтобы голова и все тело не оставались в одном направлении: если первая (голова) будет в профиле или в три четверти, то второе (тело) должно быть в анфас и наоборот. Из этого не следует заключить, что правило не может иметь исключения», - М.К. Мигурский.
Технические возможности портретной фотографии: малая глубина резкости изображаемого пространства; отсутствие ракурса; ретушь позитивов и негативов.
Роль экспозиции в портрете. Примеры новаторства и мастерства в техническом усовершенствовании процесса портретной фотографии (способ Дагерра, способ Деньера и др.).
Андрей (Генрих) Иванович Деньер (1820-1892) добивался признание светописи в кругу Академии художеств, занимался репродуцированием картин живописи.
Карл Иванович Бергамаско (1830-1896) – фотограф императорских театров.
«Весь модный Петербург с себя снимает маски и выставляет их в витринах Бергамаски», эпиграмма П.К.Мартьянова из «Альбома русских деятелей XIX века» (1890).
Михаил Михайлович Панов (1836 – 25 февраля 1894) - по словам современников, «художник-фотограф», художественное видение натуры умело выражал средствами фотографии. Устраивал в своей мастерской выставки - «… здесь можно видеть применение к фотографии различных родов освещения, составлявших отличительное качество знаменитых живописцев.
Альберт (Генрих) Иванович Мей (1842 – 1913) - владелец фирмы «Шерер, Набгольц и К», член РФО с 1895. Фирма сотрудничала с Императорскими театрами, по их заказам были отсняты целые спектакли, и фототипии (открытки) пускались в широкую продажу. Портреты Л.Н. Толстого получались настолько удачными, что их за основу для гравировальных работ брали А.Бем (1900), Г.Вейль (1901), Н.Карпунин (1910), И.Рудальцев (1910). Открыл в мастерской «Новую отрасль фотографии - фотолитография».
- Тематический план курса
- Раздел I. История отчественной фотографии с первой половины XIX до начала XX веков Введение
- Тема 1.«Фотография до фотографии». История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.
- Тема 2.История изобретения фотографии живописцами
- Тема 3.Первые шаги фотографии - изучение Российской (Петербургской) Академией наук фотографических методов.
- Тема 4.Дагерротипное искусство в традициях миниатюрной живописи. 1839 – 1860-е гг.
- Тема 5.Технологии раннего этапа фотографии
- Тема 6.История фотографических мастерских России
- Тема 7.Алексей Федорович Греков (а. Вокерг, и. Гутт, в.Окергиескел) – изобретатель, дагерротипист, первый российский светописец
- Тема 8.Сергей Львович Левицкий - родоначальник русской светописи
- Тема 9.Портретная фотография XIX – начала хх веков.
- Форматы и виды портретов
- Тема 10.Технологии развития негативно-позитивного метода фотографии
- Создание альбомов снимков маневров войск, быт военных лагерей, портреты военных и членов их семей н.Д. Диго в 1880-х.
- Тема 12.Этнография и фотография
- Тема 13.Особенности жанровой и пейзажной фотографии XIX века
- Тема 14.Видовая, интерьерная и архитектурная фотография Видовая, интерьерная и архитектурная фотография XIX века – документ XXI века.
- Тема 15.Пикториальная фотография новое фотографическое видение
- Тема 16.Фотографические журналы и фотографические общества XIX начала хх веков
- Тема 17.Патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Изобретатели фотографии XIX века.
- Тема 18.Научная фотография и наука о фотографии
- Тема 19.Творчество мастера репортажа к.К. Буллы.
- Мастера раннего советского репортажа.
- Раздел II. История фотографии хх века и современности Тема 20.Цветная фотография.
- Тема 22.Мастера пикториальной фотографии Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев и Александр Данилович Гринберг. Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев (1891-1979) - мастер лирического фотопейзажа.
- Тема 23. Александр Родченко – художник – фотограф.
- Тема 24.«Искусство движения» - эстетическая утопия хх века.
- Тема 25.Фотограмма или «другая фотография».
- Тема 26.Военная фотография. 1941-1945 гг. Новеллистический жанр фотоповествования.
- История снимка Роберта Капы «Гибель ополченца-лоялиста» (1936). Влияние на работу советских военных репортеров.
- Евгений Халдей легенда военного репортажа. Первый снимок – 22 июня 1941 утром на улицах Москвы, последний – на заседании военного трибунала в Нюрнберге.
- Тема 27. Советская фотография 50-70-х гг.
- Тема 28.Фотографический журнал – «Советское фото» и Прибалтийская фотография.
- Тема 29.Современная фотография
- Список литературы