logo search
МАГИСТРЫ ЭКЗАМЕН сокращение

20.Стадии жизненного цикла изделия.

1. Жизненный цикл изделия (продукта) Товаром становится любой продукт или изделие после того как он стал реализовываться на рынке. То есть процесс создания изделия более сложен чем процесс, называемый жизненным циклом товара. Это относится к любому продукту, то ли это автомобиль, телевизор, компьютер, то ли это продукт деятельности парфюмеров, фармацевтов, программистов и любой другой отрасли. Процесс создания изделия состоит из ряда повторяющихся операций и он цикличен. Рассмотрим стадии этого процесса и его самые основные параметры. Стадии жизненного цикла изделия. Жизнь любого изделия состоит из одних и тех же стадий. Обычно в жизненном цикле изделия (ЖЦИз) их насчитывают четыре:

- cтадия НИОКР, то есть зарождение изделия на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), или также употребляется выражение: зарождение на стадии исследований и разработок (R&D); - производство изделия, имеется в виду промышленное производство, то есть серийно-массовое; - рыночная реализация изделия; - потребление и выполнение фирмой и другими организациями сервисных услуг - обслуживание потребителей.

1. Стадия НИОКР. На этой стадии изделие зарождается, здесь производится множество работ. Доля затрат фирмы на эту стадию считается ее наукоемкостью и служит основной характеристикой инновационности и стратегической перспективности фирмы. Основные работы: - фундаментальные исследования; - поисковые исследования; - прикладные исследования; - макетно-экспериментальное производство и изготовление макетов и экспериментальных узлов; - эксперименты; - разработка конструкторской документации на основе ЕСКД; - макетное и опытное производство, изготовление макетов и опытных образцов; - конструкторские испытания; - технологические разработки; - технологические испытания. 2. Стадия производства. На стадии производства по всем технологическим переделам (заготовка, механообработка, сборка, гальваника и термичка, окраска, затаривание, транспортировка и другие) производится большой объем работ, в том числе: - конструкторская подготовка производства; - технологическая подготовка производства; - экономическая и финансовая подготовка производства; - производство установочных партий; - мелкосерийное, серийное и крупносерийное производство; - массовое производство; - вспомогательное производство. 3. Стадия реализации. На этой стадии изделия (продукты) поступают на рынок, они превращаются в товар, начинается жизненный цикл товара. Реализация изделия на рынке требует исполнения многообразных функций, в том числе: - коммерческих и торговых; - маркетинга; - ценообразования; - налаживания сбытовой сети; - брэндинг – создание, поддержка и развитие брэнда. 4. Стадия обслуживания (сервиса). По рыночным законам потребителя надо поддерживать и после продажи ему изделия. И здесь очень много работ, например: - производство запасных частей; - предпродажное обслуживание; - гарантийное обслуживание; - ремонтное и технической обслуживание; - подготовка кадров для работы с изделиями у потребителей; - эксплуатационное обслуживание; - модернизация; - утилизация. Циклический характер процессов создания изделий. Процесс создания продукции воспроизводим, а потому цикличен, поскольку он базируется на жизненном цикле изделия (ЖЦИз), включающим последовательность одних и тех же повторяемых стадий: 1) НИОКР, 2) производство, 3) реализацию, 4) сервис (обслуживания потребителей). Стадии ЖЦИз могут иметь последовательный (дискретный, либо непрерывный) и параллельный характер.