7.2 Снижение себестоимости за счет сокращения затрат на материалы
Основными путями сокращения расходов на материалы, затрачиваемые на изготовление машины, являются:
сокращение массы материалов, расходуемых на изготовление одной машины;
использование, по возможности, более дешевых материалов;
получение отходов материалов в наиболее ценном виде в целях последующего использования их для изготовления других деталей.
Сокращение массы материалов, затрачиваемых на изготовление одной машины, зависит в первую очередь от того, насколько рационально разработана конструкция машины. Недостаточное знание свойств материалов, недостаточно стабильное качество материалов и приближенные методы расчета приводят, в конечном счете, к значительным величинам запасов прочности, т. е. к излишнему расходу материалов.
Повышение однородности свойств материалов является одним из средств сокращения их расхода. Например, использование однородных исходных материалов при составлении шихты, рациональное ведение технологии плавки, литья и остывания отливок повышает однородность свойств металла литых заготовок, приводит к уменьшению колебаний массы отливки, сокращению брака и к повышению производительности операций последующей обработки.
Сокращение различного рода отходов и потерь материалов является одним из основных технологических и организационных мероприятий, способствующих сокращению расходов на материалы. Значительное количество отходов и потерь имеет место на машиностроительных заводах при получении заготовок, деталей. К такого рода отходам и потерям относятся угар металлов при плавке, сплески, скрап, остатки в плавильных агрегатах, окалина при нагреве, отходы в виде заусенцев, обрезки, облой, брак заготовок и др.
При механической обработке часть материалов уходит в стружку, в обрезки при раскрое деталей из листового материала, в обрезки, получающиеся из-за некратности длины детали длине куска исходного материала при прутковых заготовках и в виде кусков, необходимых для закрепления деталей при обработке.
Сокращение потерь и отходов экономит не только материалы, позволяя увеличить выпуск изделий, но и непроизводительные затраты живого и прошлого труда как на данной, так и на всех предшествующих стадиях производства.
Для суждения о рациональности использования материалов обычно служит коэффициент использования материала γ2.
Потери материалов сокращаются с уменьшением числа стадий, которые проходит продукт природы до его превращения в готовое годное изделие. Идеальным было бы непосредственное превращение продукта природы в годное изделие. В машиностроении эта тенденция сводится к непосредственному получению годного изделия из полуфабриката или к сокращению до минимума количества операций, которые должен пройти полуфабрикат до его превращения в готовое изделие.
Тщательное выявление служебного назначения каждой детали в машине и четкие формулировки всех условий, в которых должна работать та или иная деталь, дают возможность использовать для ее изготовления более дешевые материалы без снижения качества машины. Примером может служить замена стальных шпинделей, в ряде станков, литыми чугунными, замена ряда стальных деталей (например, рычагов, вилок и др.) деталями из ковкого или модифицированного чугуна и т. д.
Во многих случаях экономия металла получается при переводе ряда деталей на изготовление из различного рода заменителей – древопластики, пластмассы и др.
Отходы, получаемые при обработке деталей из разных материалов, могут иметь различную стоимость, зависящую от той или иной возможности их дальнейшего использования. Действительно, если при обработке отходы, например, металла, превращаются в стружку, обрезки, заусенцы и т. п., то стоимость отходов получается значительно ниже первоначальной стоимости материала. Если отходы могут быть использованы для получения полноценных заготовок для изготовления других деталей, стоимость их обычно или не отличается от первоначальной стоимости материала, или близка к ней.
- Дикань в.Л., Калабухин ю.Е., Мельник в.А. Т е х н о л о г и я м а ш и н о с т р о е н и я
- Глава 1 Введение в технологию 7
- Глава 6 Технико-экономические показатели технологических процессов
- Глава 7 Основы управления себестоимостью производства машины 99
- Глава 8 Перспективы развития технологии машиностроения 115
- Глава 1. Введение в технологию
- 1.1 Основные понятия и определение технологи
- 1.2. Сырье, топливо, энергия – основные понятия и определения.
- Глава 2 основные понятия и положения технологии машиностроения
- 2.1 Изделие и его элементы
- 2.2 Производственный и технологический процесс
- 2.3 Структура технологического процесса
- 2.4 Производственная структура машиностроительного предприятия
- 2.5 Производственная программа
- 2.6 Типы машиностроительных производств и характеристика их технологических процессов
- Глава 3 машина как объект производства
- 3.1 Служебное назначение машины
- 3.2 Показатели качества машины
- 3.3 Существующие виды обработки деталей машин
- Глава 4 характеристика технологических методов получения и обработки заготовок, оборудование, приспособления, технологическая оснастка, инструмент
- 4.1 Методы получения заготовок
- Чистые металлы имеют незначительные литейные свойства, поэтому из них не изготовляют отливки. Из сплавов для изготовления отливок используют лишь те, которые имеют хорошие литейные свойства.
- Литье в разовые литейные формы
- Литье в формы, изготовленные по разовым моделям
- Исправление дефектов отливок
- 4.2 Методы обработки заготовок
- 4.3 Методы покрытия деталей
- 4.4 Технологические методы сборки
- Глава 5 основные положения разработки технологического процесса изготовления машины
- 5.1 Исходная база и последовательность разработки технологического процесса изготовления машины
- 5.2 Ознакомление со служебным назначением машины
- 5.3 Изучение намечаемого количественного выпуска машин
- 5.4 Изучение рабочих чертежей машины
- 5.5 Основные положения разработки технологического процесса изготовления деталей машин
- 5.6 Основные положения разработки технологического процесса сборки машин
- 5.7 Пример разработки технологического процесса сборки машины
- Глава 6 технико-экономические показатели технологических процессов изготовления машины
- 6.1 Себестоимость машины
- 6.2 Трудоемкость единицы продукции и выработка
- 6.3 Станкоемкость единицы продукции
- 6.4 Сокращение цикла производственного процесса
- Глава 7 основы управления себестоимостью производства машины
- 7.1 Выбор наиболее экономичного варианта технологического процесса
- 7.2 Снижение себестоимости за счет сокращения затрат на материалы
- 7.3 Снижение расходов на заработную плату, приходящихся на единицу продукции
- 7.4 Увеличение производительности труда
- 7.5 Автоматизация производственных процессов
- 7.6 Улучшение условий труда и сокращение утомляемости
- 7.7 Снижение накладных расходов
- 7.8 Количество машин
- Глава 8 перспективы развития технологии машиностроения
- 8.1 Организационно-технические задачи развития машиностроения
- 8.2 Технологические задачи
- Іі Сталь
- IV Цветные металлы и сплавы
- V Технология обработки металлов резанием
- VI Инструменты при обработке металлов резанием (рис. 10).
- VII Погрешности при механической обработке
- VIII Типы производства
- IX Металлорежущие станки.
- X Мерительный инструмент.
- XI Понятия, связанные с финансово-экономической деятельностью предприятия
- Технология машиностроения