logo
УП тех_я машиностроения

2.1 Изделие и его элементы

Изделием в машиностроении называется любой предмет производства, подлежащий изготовлению на предприятии. Изделием может быть машина, ее элементы в сборе и даже отдельная деталь в зависимости от того, что является продуктом конечной стадии данного производства. Например, для автомобильного завода изделием является автомобиль, для карбюраторного завода – карбюратор, для автоматического завода поршней – поршень.

Деталь– это изделие (составная часть изделия), изготовленного из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Характерный признак детали – отсутствие в ней разъемных и неразъемных соединений. Деталь – это первичный сборочный элемент каждой машины.

Сборочная единица– это изделие, составные части которого подлежат соединению. Характерным признаком составной части изделия с технологической точки зрения является возможность ее сборки обособленно от других элементов изделия. Составная часть в зависимости от конструкции может состоять либо из отдельных деталей, либо из составных частей высших порядков и деталей. Различают составные части первого, второго и более высоких порядков. Составная часть первого порядка входит непосредственно в составную часть изделия. Она состоит либо из отдельных деталей, либо из одной или нескольких составных частей второго порядка и деталей. Составная часть второго порядка входит в составную часть первого порядка. Она расчленяется на детали или на составные части третьего порядка и детали и т.д., составная часть наивысшего порядка расчленяется только на детали. Рассмотренное деление изделия на составные части производится по технологическому признаку.

Существует другое деление, когда изделие расчленяется на составные части по функциональному признаку. К ним можно, например, отнести механизм газораспределения двигателя, систему его смазки или охлаждения. Эти составные части изделия не являются сборочными с технологической точки зрения, так как их в большинстве случаев нельзя обособленно и полностью собрать отдельно от других элементов изделия.

В современном машиностроении сборка расчленяется на общую и узловую. Объектом общей сборки является изделие, объектом узловой сборки являются его составные части. Построение процессов общей и узловой сборки может быть представлено с помощью технологических схем. Эти схемы отражают структуру и последовательность комплектования изделий и его составных частей. В качестве примера на рис. 1 показан сборочный чертеж червячного редуктора, а на рис. 2 показаны технологические схемы его общей (а) и узловой (б) сборки. На этих схемах каждый элемент изделия обозначен прямоугольником, разделенным на три части. В верхней части прямоугольника приведено наименование элемента; в левой нижней части – его числовой индекс, а в правой нижней – число элементов, входящих в данное соединение.

Индексацию элементов машины производят в соответствии с номерами, проставленными на сборочных чертежах и в спецификациях. Перед числовым индексом составной части изделия ставят буквы сб. (сборка), перед индексом составной части первого порядка – 1 сб., перед индексом составной части второго порядка – 2 сб. и т. д.

Элемент, с которого начинается сборка изделия (его составной части), называется базовым. По его номеру ставится числовой индекс составной части, в которую он входит.

Процесс общей сборки изображают на схеме горизонтальной линией. Ее проводят в направлении от базового элемента изделия к собранному объекту. Сверху располагают в порядке последовательности сборки условные обозначения всех непосредственно входящих в изделие деталей, а снизу всех непосредственно входящих в изделие составных частей. На технологических схемах узловой сборки эти составные части расчленяются на составные части высших порядков, а в отдельных случаях только на детали.

Технологические схемы сборки снабжают надписями-сносками, поясняющими характер сборочных соединений и выполняемый при сборке контроль (запрессовка, клепка, пайка, регулировка, выверка, проверка зазоров и пр.), когда они не ясны из схемы. Отдельные соединения подвергаются по условиям общей сборки частичной или полной разборке при их окончательной установке в собираемую машину. Например, поршень с шатуном в сборе предварительно собирают и проверяют на контрольном приспособлении, а при сборе машины (в данном случае компрессора) крышку шатуна снимают для соединения его с шатунной шейкой коленчатого вала. Этот вид дополнительных работ также отражается пояснительной надписью на технологической схеме общей сборки.

Технологические схемы упрощают проектирование процессов сборки и позволяют оценить конструкцию изделия с точки зрения технолога. Предпочтительна та конструкция изделия, при которой возможна его сборка из предварительно собранных взаимозаменяемых составных частей; в этом случае они устанавливаются на собираемое изделие после технического контроля качества их сборки. Это позволяет быстрее обнаружить дефекты общей сборки, которые в этом случае следует искать в соединениях составных частей, а не внутри их. Кроме того, конструкция изделия, сборку которого можно производить из предварительно собранных составных частей, позволяет выполнять сборочные работы путем параллельной сборки составных частей и изделия, что сокращает длительность цикла сборки. Технологические схемы сборки отражают степень соблюдения перечисленных условий узловой сборки; при построении технологических схем можно обнаружить также возможные конструктивные неувязки собираемого изделия.

Возможны варианты технологических схем общей и узловой сборки одного и того же изделия, которые отличаются структурой и последовательностью комплектования сборочных инструментов. Вариант схемы выбирают с учетом удобств выполнения процессов сборки и контроля. Выбранный вариант технологического процесса сборки, зафиксированной составленной схемой, должен обеспечивать заданное количество изделий и быть наиболее рентабельным и производительным для данных условий производства (единичного, серийного, массового).

При создании новых машин нужно предусмотреть их общую сборку из предварительно собранных и проверенных составных частей (принцип узловой сборки), что обеспечивает преимущества не только при их производстве, но также при обслуживании, эксплуатации и ремонте.