Оптовые предприятия торговли
Важным элементом непрерывной холодильной цепи явля-ются специализированные оптовые предприятия – распределительные холодильники или хладокомбинаты, холодильники дистрибьюторских и логистических центров. Спрос на низкотемпературные склады ежегодно в России растет на 15–30 % и далее будет увеличиваться, поскольку действующие хладокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность импортеров, производителей и операторов оптовой торговли.
Крупнейшей организацией, обеспечивающей продовольственную отрасль услугами хладокомбинатов, является «Росмясомолторг» – многопрофильная торгово-промышленная компания, акционеры которой – 164 распределительных и производственных холодильных предприятия, чьи совокупные возможности позволяют хранить более 1,3 млн. т мясомолочных продуктов, при этом минусовая емкость хладокомбинатов составляет 1,02 млн т. Вместимость холодильников колеблется от 511 т до 33730т.
Российская торгово-промышленная компания «Росмясомолторг» является государственным агентом по выполнению продовольственной программы обеспечения населения продовольствием. Крупнейшими хладокомбинатами в Кемеровской об-ласти являются Кемеровский и Новокузнецкий (ёмкостью 10 тыс. т каждый), Прокопьевский и Анжеро-Судженский (ёмкостью 5 тыс. т каждый).
За последние пять лет, в связи с созданием ОРЦ ряда торговых систем в Кемеровской области, холодильные ёмкости в об–ласти увеличились, по мнению специалистов, на 5 тыс. т. Суммарный прирост холодильных ёмкостей распределительных холодильников в России за последние пять лет составил 500-550 тыс. т.
Наибольшее число хладокомбинатов имеет общую емкость хранения продуктов 3–5 тыс. т (21 % от общего количества хладокомбинатов РФ), а также 7–10 тыс. т (19 %) и 10–13 тыс. т. Количество хладокомбинатов, имеющих общую емкость хранения свыше 30 тыс. т, минимально. Данные хладокомбинаты расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Эти регионы являются не только крупнейшими потребителями мясомолочной продукции, но и значительными перевалочными пунктами, из которых продукция российских и импортных производителей транспортируется в другие регионы. В основном прирост произошел за счет строительства холодильников из легких металлических конструкций (ЛМК), входящих в состав оптового звена торговых систем.
Как показывают исследования, проведенные рядом авторов, в России ощущается нехватка современных холодильных складов, что снижает темпы обеспечения населения охлажденными и замороженными продуктами, ухудшает показатели эффективности непрерывной холодильной цепи. В таблице 12 представлена оценка нехватки холодильных емкостей для хранения мяса, как основного материального потока непрерывной холодильной цепи.
Таблица 12 – Оценка нехватки холодильных емкостей для хранения мяса, тыс. т
Наименование федерального округа | Потреб- ление | Холодильная емкость | Оборот хладо- комбинатов | Недостающие мощности |
Россия, всего: | 6240 | 717 | 4302 | 1938 |
Центральный ФО | 1685 | 216 | 1296 | 389 |
Северо-Западный ФО | 811 | 103 | 618 | 193 |
Южный ФО | 749 | 62 | 372 | 377 |
Приволжский ФО | 874 | 110 | 660 | 214 |
Уральский ФО | 624 | 60 | 360 | 264 |
Сибирский ФО | 1061 | 138 | 828 | 233 |
Дальневосточный ФО | 437 | 48 | 288 | 149 |
В связи с нехваткой холодильных емкостей для обеспечения мясного сырья отечественного и импортного производства необходимо модернизировать имеющиеся хладокомбинаты для увеличения их площади и качества хранения и часть холодильных сооружений реконструировать в распределительные центры. Распределительные центры необходимо расположить в местах сосредоточения основных потребителей мяса и главных центрах поставок импортного мяса – сырья, какими являются Москва и Санкт-Петербург.
Холодильный склад является важнейшим элементом кросс-докинга, в котором происходит стыковка процессов доставки, инициированных поставщиками, со снабженческими потоками, направляемыми на ПРТ. Наличие ОРЦ в непрерывной холодильной цепи, помимо выполнения таких функций, как:
– организация закупок больших партий товаров, с минимизацией закупочных цен;
– поддержания оптимального ассортимента товаров;
– оптимизация торгово-технологических, складских и транспортных операций с целью снижения эксплуатационных издержек;
– важной функцией является обеспечение и контроль температурных режимов хранения и высокого качества товаров в различных траекториях кросс-докинга.
Роль ОРЦ важна при организации доставки, разбитой на два этапа:
1 этап: консолидация товаров, поступающих от различных производителей (поставщиков), с дополнительной холодильной обработкой, в случаях изменения температурного режима, поступающих товаров, от рекомендуемого температурного режима;
2 этап: консолидация товаров, отправляемых на ПРТ, по температурно-влажностным режимам хранения, с обеспечением соответствующим изотермическим транспортом.
Важнейшими функциями холодильников, входящих в стру-ктуру ОРЦ, являются функции выравнивания по времени между поступлением замороженных или охлажденных товаров от предприятий производителей и отправкой на предприятия розничной торговли, а также выравнивание по объему отгружаемого товара и по ассортименту, направляемого в розничные торговые предприятия. Для современных предприятий оптовой торговли, входящих в непрерывную холодильную цепь характерно:
– короткие сроки хранения на складах;
– высокий оборот складируемых товаров;
– высокая интенсивность транспортных операций на складе;
– различные температурные режимы хранения.
Выработка холода, поддержание оптимальных температурных режимов требует больших энергетических затрат. Известно, что понижение температуры кипения на 1°С уменьшает холодопроизводительность компрессора на 4 % и на столько же увеличивает расход электроэнергии. В тоже время повышение температуры конденсации на 1°С увеличивает энергозатраты на 2,0–2,5%. В соответствии с этим можно отметить следующие тенденции совершенствования хранения охлажденных продуктов на предприятиях оптовой торговли:
– снижение энергопотребления, за счет минимизации внешних и эксплуатационных теплопритоков и использование «floating condensation» для понижения температуры конденсации, что способствует снижению энергозатрат до 30–50 кВтч/м³ в год.
– переход от блочного хранения к фронтальному, что обеспечивает прямой доступ к товару и разделение зон хранения, в соответствии с АВС–анализом на «горячие», «теплые» и «холодные» зоны склада;
– разделение зон выгрузки и погрузки, с использованием гравитационных стеллажей, и поддержание постоянного температурного режима.
Важным элементом, обеспечивающим стыковку звеньев транспортной и складской составляющей логистической цепи, является использование шлюзовых камер, с кондиционированием и теплоизолированными дверьми, устройства ускоренной загрузки транспортных средств. Это особенно важно, так как в большинстве случаев температурный режим хранения нарушается в процессе погрузочно-разгрузочных работ.
В соответствии с европейскими правилами и нормами, регламентирующими правила хранения и перевозки скоропортящихся продуктов, в 1999 году был принят стандарт на регистраторы температуры хранения, позволяющие отслеживать её изменения во время хранения и последующего документирования. Внедрение регистраторов направлено как на повышение сохранности скоропортящихся продуктов, так и на укрепление доверия конечного потребителя к холодильной цепи.
Стоимость строительства обычного склада класса А сегодня оценивается в 600–1000 долларов за квадратный метр. Стоимость строительства холодильника в зависимости от его температурного режима варьируется, по оценкам экспертов, от 1000 до 1900 долл./м2. Принимая во внимание также цену земли, сроки реализации проекта, затраты на административный ресурс, стоимость строительства общетоварного склада площадью 10 тысяч м2 составляет $ 6–9 млн, холодильного – в $ 9–16 млн.
Такая разница в финансовых вливаниях объясняется спецификой строительства холодильников. Цены строительства раз-личаются и зависят от применяющегося технического решения. Кроме того, большая статья расходов – системы теплоизоляции помещения и устройство пола. Большая доля эксплуатационных затрат у холодильника приходится на энергопотребление – у холодильных централей оно очень высокое.
У данного звена НХЦ в настоящий момент имеется ряд проблем, связанных в первую очередь с тем, что большинство холодильных емкостей технически и морально устарели, износ оборудования составляет 65 %, а теплоизоляция помещений вы-зывает повышенные энергозатраты на поддержание заданного температурного режима. На рисунке 58 приведена структура хо-лодильных ёмкостей по России и Московскому региону.
Рис. 58 – Структура холодильных ёмкостей в России по состоянию
на 2009 год
В Московском регионе ожидается, что каждый десятый хладокомбинат будет выведен из эксплуатации, что сократит емкость холодильного хранения на 40 тыс. т, подобная ситуация характерна для многих регионов страны.
В Кемеровской области износ основных фондов распределительных холодильников составляет порядка 70 %, большинство холодильников, введенных в эксплуатацию в начале 60-х годов, нуждаются в срочной реконструкции. В настоящее время стоимость строительства склада-холодильника на треть выше стоимости строительства «сухого» склада.
Так как потребность в складах-холодильниках намного пре-вышает в данный момент предложение, перспективными напра-влениями увеличения холодильных мощностей являются:
– реконструкция и модернизация существующих складских объектов, оснащение их современным холодильным и складским оборудованием;
– строительство из легкосборных конструкций современных холодильников больших объемов, относящихся к классу «А»;
– использование оборудования и технологических схем, направленных на снижение энергопотребления.
В настоящее время наметилась тенденция строительства складов–холодильников большой емкости. Холодильники дистрибьюторских центров характеризуются большой вместимостью (10…25 тыс. т скоропортящейся продукции широкого ассортимента). Холодильник такого центра должен состоять из основных холодильных камер и охлаждаемых помещений (зон):
– камера хранения продукции глубокой заморозки с температурой –25…30оС (возможно в виде автоматизированного многоярусного высотного склада – как основного объема здания);
– камера хранения мороженой рыбы с температурой –25оС;
– камера охлаждения продуктов с температурой +2…–3оС;
– камера небольших размеров для хранения деликатесных рыбных продуктов с температурой –5…–7оС;
– камеры (зоны) быстрого движения (краткосрочного хранения) и медленного движения (длительного хранения) товаров с температурой –18…–25оС;
– зона разгрузки/отгрузки продукции, поступающей и отправляемой автотранспортом (закрытая автомобильная платформа с температурой 0…–3оС);
– зона загрузки продукции, поступающей железнодорожными вагонами при наличии железнодорожных путей (закрытая железнодорожная платформа с температурой 1о…12оС);
– зоны сортировки и подбора заказов с температурами
–18…–22оС и 0оС;
– зона (камера) хранения кондиционных грузов с температурой –12…–18оС.
Все вышеперечисленные камеры хранения оборудуются стеллажами высотой 12…14 м для паллетного хранения груза с использованием аккумуляторных электроштабелеров, а многоярусная высокостеллажная камера высотой 30…40 м – автоматизированными кранами-штабелерами в сочетании с транспортными или конвейерными линиями.
Остальные перечисленные охлаждаемые помещения (зоны), в том числе для товарной обработки грузов, могут иметь высоту 7…9 м.
Примерами могут служить новый крупный автоматизированный комплекс, построенный Группой компании «Рубеж» в Санкт–Петербурге; холодильники–терминалы распределительных центров торговых сетей в гг. Коломна и Шадринск (2,6 тыс. м3), Казань (8 тыс. м3), а также крупные складские одноэтажные и трехэтажные комплексы для хранения охлажденных и замороженных продуктов, расположенных в Подмосковье и имеющие объем от 12 до 142 тыс. м3.
Для строительства новых холодильных складов активно привлекаются зарубежные инвесторы. Так, в частности, компания Partner Logistics Europe bv, одна из крупнейших европейских компаний, которая занимается проектированием, строительством и управлением автоматических низкотемпературных складов бу-дет строить два холодильных склада в России. Компания Partner Logistics планирует построить 2 автоматических низкотемпературных склада класса А. Один будет, находится в г. Санкт-Петербург. Планируемая емкость склада – 45000 паллетомест при температур –24оC и 10000 паллетомест при температуре от +2 до +12оC.
Пропускная способность складского комплекса – 500000 паллет в год. Второй склад будет расположен в Московской области. Планируемая емкость склада – 40000 паллетомест при температур –24оC и 20000 паллетомест при режиме +2…+12оC. На складе предусмотрен специальный температурный режим для зоны кроссдокинга от +2 до +12оC. Предполагается, что данный складской комплекс будет использоваться как распределительный центр замороженных продуктов для более, чем 36 супермаркетов. При создании складов в России компания Partner Logistics Europe планирует использовать все современные технологии складской логистики: радиочастотную идентификацию товаров (RFID), отбор товаров голосовым набором, использование роликовых контейнеров.
- 3.1 Роль непрерывной холодильной цепи в организации
- Процесса товародвижения
- 3.2 Звенья непрерывной холодильной цепи
- Оптовые предприятия торговли
- Предприятия пищевой промышленности
- Сельскохозяйственные предприятия
- Предприятия розничной торговли
- Нормативное обеспечение функционирования непрерывной холодильной цепи