logo
Хар-ка непр

Оптовые предприятия торговли

Важным элементом непрерывной холодильной цепи явля-ются специализированные оптовые предприятия – распределительные холодильники или хладокомбинаты, холодильники дистрибьюторских и логистических центров. Спрос на низкотемпературные склады ежегодно в России растет на 15–30 % и далее будет увеличиваться, поскольку действующие хладокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность импортеров, производителей и операторов оптовой торговли.

Крупнейшей организацией, обеспечивающей продовольственную отрасль услугами хладокомбинатов, является «Росмясомолторг» – многопрофильная торгово-промышленная компания, акционеры которой – 164 распределительных и производственных холодильных предприятия, чьи совокупные возможности позволяют хранить более 1,3 млн. т мясомолочных продуктов, при этом минусовая емкость хладокомбинатов составляет 1,02 млн т. Вместимость холодильников колеблется от 511 т до 33730т.

Российская торгово-промышленная компания «Росмясомолторг» является государственным агентом по выполнению продовольственной программы обеспечения населения продовольствием. Крупнейшими хладокомбинатами в Кемеровской об-ласти являются Кемеровский и Новокузнецкий (ёмкостью 10 тыс. т каждый), Прокопьевский и Анжеро-Судженский (ёмкостью 5 тыс. т каждый).

За последние пять лет, в связи с созданием ОРЦ ряда торговых систем в Кемеровской области, холодильные ёмкости в об–ласти увеличились, по мнению специалистов, на 5 тыс. т. Суммарный прирост холодильных ёмкостей распределительных холодильников в России за последние пять лет составил 500-550 тыс. т.

Наибольшее число хладокомбинатов имеет общую емкость хранения продуктов 3–5 тыс. т (21 % от общего количества хладокомбинатов РФ), а также 7–10 тыс. т (19 %) и 10–13 тыс. т. Количество хладокомбинатов, имеющих общую емкость хранения свыше 30 тыс. т, минимально. Данные хладокомбинаты расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Эти регионы являются не только крупнейшими потребителями мясомолочной продукции, но и значительными перевалочными пунктами, из которых продукция российских и импортных производителей транспортируется в другие регионы. В основном прирост произошел за счет строительства холодильников из легких металлических конструкций (ЛМК), входящих в состав оптового звена торговых систем.

Как показывают исследования, проведенные рядом авторов, в России ощущается нехватка современных холодильных складов, что снижает темпы обеспечения населения охлажденными и замороженными продуктами, ухудшает показатели эффективности непрерывной холодильной цепи. В таблице 12 представлена оценка нехватки холодильных емкостей для хранения мяса, как основного материального потока непрерывной холодильной цепи.

Таблица 12 – Оценка нехватки холодильных емкостей для хранения мяса, тыс. т

Наименование

федерального

округа

Потреб- ление

Холодильная емкость

Оборот хладо- комбинатов

Недостающие мощности

Россия, всего:

6240

717

4302

1938

Центральный ФО

1685

216

1296

389

Северо-Западный ФО

811

103

618

193

Южный ФО

749

62

372

377

Приволжский ФО

874

110

660

214

Уральский ФО

624

60

360

264

Сибирский ФО

1061

138

828

233

Дальневосточный ФО

437

48

288

149

В связи с нехваткой холодильных емкостей для обеспечения мясного сырья отечественного и импортного производства необходимо модернизировать имеющиеся хладокомбинаты для увеличения их площади и качества хранения и часть холодильных сооружений реконструировать в распределительные центры. Распределительные центры необходимо расположить в местах сосредоточения основных потребителей мяса и главных центрах поставок импортного мяса – сырья, какими являются Москва и Санкт-Петербург.

Холодильный склад является важнейшим элементом кросс-докинга, в котором происходит стыковка процессов доставки, инициированных поставщиками, со снабженческими потоками, направляемыми на ПРТ. Наличие ОРЦ в непрерывной холодильной цепи, помимо выполнения таких функций, как:

– организация закупок больших партий товаров, с минимизацией закупочных цен;

– поддержания оптимального ассортимента товаров;

– оптимизация торгово-технологических, складских и транспортных операций с целью снижения эксплуатационных издержек;

– важной функцией является обеспечение и контроль температурных режимов хранения и высокого качества товаров в различных траекториях кросс-докинга.

Роль ОРЦ важна при организации доставки, разбитой на два этапа:

1 этап: консолидация товаров, поступающих от различных производителей (поставщиков), с дополнительной холодильной обработкой, в случаях изменения температурного режима, поступающих товаров, от рекомендуемого температурного режима;

2 этап: консолидация товаров, отправляемых на ПРТ, по температурно-влажностным режимам хранения, с обеспечением соответствующим изотермическим транспортом.

Важнейшими функциями холодильников, входящих в стру-ктуру ОРЦ, являются функции выравнивания по времени между поступлением замороженных или охлажденных товаров от предприятий производителей и отправкой на предприятия розничной торговли, а также выравнивание по объему отгружаемого товара и по ассортименту, направляемого в розничные торговые предприятия. Для современных предприятий оптовой торговли, входящих в непрерывную холодильную цепь характерно:

– короткие сроки хранения на складах;

– высокий оборот складируемых товаров;

– высокая интенсивность транспортных операций на складе;

– различные температурные режимы хранения.

Выработка холода, поддержание оптимальных температурных режимов требует больших энергетических затрат. Известно, что понижение температуры кипения на 1°С уменьшает холодопроизводительность компрессора на 4 % и на столько же увеличивает расход электроэнергии. В тоже время повышение температуры конденсации на 1°С увеличивает энергозатраты на 2,0–2,5%. В соответствии с этим можно отметить следующие тенденции совершенствования хранения охлажденных продуктов на предприятиях оптовой торговли:

– снижение энергопотребления, за счет минимизации внешних и эксплуатационных теплопритоков и использование «floating condensation» для понижения температуры конденсации, что способствует снижению энергозатрат до 30–50 кВтч/м³ в год.

– переход от блочного хранения к фронтальному, что обеспечивает прямой доступ к товару и разделение зон хранения, в соответствии с АВС–анализом на «горячие», «теплые» и «холодные» зоны склада;

– разделение зон выгрузки и погрузки, с использованием гравитационных стеллажей, и поддержание постоянного температурного режима.

Важным элементом, обеспечивающим стыковку звеньев транспортной и складской составляющей логистической цепи, является использование шлюзовых камер, с кондиционированием и теплоизолированными дверьми, устройства ускоренной загрузки транспортных средств. Это особенно важно, так как в большинстве случаев температурный режим хранения нарушается в процессе погрузочно-разгрузочных работ.

В соответствии с европейскими правилами и нормами, регламентирующими правила хранения и перевозки скоропортящихся продуктов, в 1999 году был принят стандарт на регистраторы температуры хранения, позволяющие отслеживать её изменения во время хранения и последующего документирования. Внедрение регистраторов направлено как на повышение сохранности скоропортящихся продуктов, так и на укрепление доверия конечного потребителя к холодильной цепи.

Стоимость строительства обычного склада класса А сегодня оценивается в 600–1000 долларов за квадратный метр. Стоимость строительства холодильника в зависимости от его температурного режима варьируется, по оценкам экспертов, от 1000 до 1900 долл./м2. Принимая во внимание также цену земли, сроки реализации проекта, затраты на административный ресурс, стоимость строительства общетоварного склада площадью 10 тысяч м2 составляет $ 6–9 млн, холодильного – в $ 9–16 млн.

Такая разница в финансовых вливаниях объясняется спецификой строительства холодильников. Цены строительства раз-личаются и зависят от применяющегося технического решения. Кроме того, большая статья расходов – системы теплоизоляции помещения и устройство пола. Большая доля эксплуатационных затрат у холодильника приходится на энергопотребление – у холодильных централей оно очень высокое.

У данного звена НХЦ в настоящий момент имеется ряд проблем, связанных в первую очередь с тем, что большинство холодильных емкостей технически и морально устарели, износ оборудования составляет 65 %, а теплоизоляция помещений вы-зывает повышенные энергозатраты на поддержание заданного температурного режима. На рисунке 58 приведена структура хо-лодильных ёмкостей по России и Московскому региону.

Рис. 58 – Структура холодильных ёмкостей в России по состоянию

на 2009 год

В Московском регионе ожидается, что каждый десятый хладокомбинат будет выведен из эксплуатации, что сократит емкость холодильного хранения на 40 тыс. т, подобная ситуация характерна для многих регионов страны.

В Кемеровской области износ основных фондов распределительных холодильников составляет порядка 70 %, большинство холодильников, введенных в эксплуатацию в начале 60-х годов, нуждаются в срочной реконструкции. В настоящее время стоимость строительства склада-холодильника на треть выше стоимости строительства «сухого» склада.

Так как потребность в складах-холодильниках намного пре-вышает в данный момент предложение, перспективными напра-влениями увеличения холодильных мощностей являются:

– реконструкция и модернизация существующих складских объектов, оснащение их современным холодильным и складским оборудованием;

– строительство из легкосборных конструкций современных холодильников больших объемов, относящихся к классу «А»;

– использование оборудования и технологических схем, направленных на снижение энергопотребления.

В настоящее время наметилась тенденция строительства складов–холодильников большой емкости. Холодильники дистрибьюторских центров характеризуются большой вместимостью (10…25 тыс. т скоропортящейся продукции широкого ассортимента). Холодильник такого центра должен состоять из основных холодильных камер и охлаждаемых помещений (зон):

– камера хранения продукции глубокой заморозки с температурой –25…30оС (возможно в виде автоматизированного многоярусного высотного склада – как основного объема здания);

– камера хранения мороженой рыбы с температурой –25оС;

– камера охлаждения продуктов с температурой +2…–3оС;

– камера небольших размеров для хранения деликатесных рыбных продуктов с температурой –5…–7оС;

– камеры (зоны) быстрого движения (краткосрочного хранения) и медленного движения (длительного хранения) товаров с температурой –18…–25оС;

– зона разгрузки/отгрузки продукции, поступающей и отправляемой автотранспортом (закрытая автомобильная платформа с температурой 0…–3оС);

– зона загрузки продукции, поступающей железнодорожными вагонами при наличии железнодорожных путей (закрытая железнодорожная платформа с температурой 1о…12оС);

– зоны сортировки и подбора заказов с температурами

–18…–22оС и 0оС;

– зона (камера) хранения кондиционных грузов с температурой –12…–18оС.

Все вышеперечисленные камеры хранения оборудуются стеллажами высотой 12…14 м для паллетного хранения груза с использованием аккумуляторных электроштабелеров, а многоярусная высокостеллажная камера высотой 30…40 м – автоматизированными кранами-штабелерами в сочетании с транспортными или конвейерными линиями.

Остальные перечисленные охлаждаемые помещения (зоны), в том числе для товарной обработки грузов, могут иметь высоту 7…9 м.

Примерами могут служить новый крупный автоматизированный комплекс, построенный Группой компании «Рубеж» в Санкт–Петербурге; холодильники–терминалы распределительных центров торговых сетей в гг. Коломна и Шадринск (2,6 тыс. м3), Казань (8 тыс. м3), а также крупные складские одноэтажные и трехэтажные комплексы для хранения охлажденных и замороженных продуктов, расположенных в Подмосковье и имеющие объем от 12 до 142 тыс. м3.

Для строительства новых холодильных складов активно привлекаются зарубежные инвесторы. Так, в частности, компания Partner Logistics Europe bv, одна из крупнейших европейских компаний, которая занимается проектированием, строительством и управлением автоматических низкотемпературных складов бу-дет строить два холодильных склада в России. Компания Partner Logistics планирует построить 2 автоматических низкотемпературных склада класса А. Один будет, находится в г. Санкт-Петербург. Планируемая емкость склада – 45000 паллетомест при температур –24оC и 10000 паллетомест при температуре от +2 до +12оC. 

Пропускная способность складского комплекса – 500000 паллет в год. Второй склад будет расположен в Московской области. Планируемая емкость склада – 40000 паллетомест при температур –24оC и 20000 паллетомест при режиме +2…+12оC. На складе предусмотрен специальный температурный режим для зоны кроссдокинга от +2 до +12оC. Предполагается, что данный складской комплекс будет использоваться как распределительный центр замороженных продуктов для более, чем 36 супермаркетов. При создании складов в России компания Partner Logistics Europe планирует использовать все современные технологии складской логистики: радиочастотную идентификацию товаров (RFID), отбор товаров голосовым набором, использование роликовых контейнеров.