logo
Хар-ка непр

Предприятия розничной торговли

Предприятия розничной торговли являются связующим звеном между производителем, оптовым поставщиком и конечным потребителем. Несмотря на краткосрочность хранения продовольственных товаров, поддержание оптимальных температурных режимов является важнейшей задачей данного элемента непрерывной холодильной цепи. Стоит учитывать, что холодильное оборудование предприятий розничной торговли делится на оборудование, размещаемое в складских помещениях магазина и оборудование, находящееся в торговом зале. Стационарные холодильные камеры рассчитаны на хранение двух- трехдневного запаса товаров.

При определении количества камер, помимо требований температурных режимов хранения, стоит учитывать такой фактор, как товарное соседство. Особенностью холодильных камер розничных предприятий торговли является то, что, они выполнены сборными и, как правило, оснащаются моноблочными холодильными агрегатами, что упрощает монтаж и обслуживание. Особенностью их является высокая степень унификации.

Современная тенденция развития сборных холодильных ка-мер состоит как в применении высокоэффективных теплоизоляционных материалов, так и в понижении температуры хранения в низкотемпературных камерах до –24°С и появление класса высокотемпературных камер, поддерживающих температуру до +12°С, что обеспечивает оптимальные режимы хранения и удлинение сроков реализации товаров.

Холодильное оборудование торгового зала представлено различными типами витрин, прилавков, шкафов и стоек. Тепловая нагрузка холодильного оборудования торгового зала определяется в основном не теплопритоками от охлаждаемых продуктов, а внешними теплопритоками, поступающими из торгового зала, и эксплуатационными теплопритоками.

Важнейшей задачей на предприятиях розничной торговли является принятие мер по экономии электроэнергии с учетом того, что затраты на хладообеспечение составляют в супермаркетах 30–50 % от общего энергопотребления. Современная тенденция хладообеспечения предприятий розничной торговли состоит в переходе от автономного или блочного холодоснабжения к выносному и централизованному хладоснабжению.

Выносное хладоснабжение обеспечивает холодом нескольких потребителей (витрины, прилавки, стойки) однотемпературного режима и представляет блок компрессорно-конденсаторных агрегатов, расположенных в машинном отделении, изолированном от торгового зала.

Централизованное хладоснабжение представляет многокомпрессорный блок, выполненный на базе герметичных поршневых или спиральных компрессоров с единым микропроцессорным управлением, обслуживающий сборные холодильные камеры и холодильное оборудование торгового зала с соответствующим температурным режимом. Следовательно, для низкотемпературных и среднетемпературных режимов используется два контура.

Примерами использования выносного хладоснабжения в г. Кемерово могут служить универсамы торговых систем «Кора», «Чибис», «Акватория». Использование выносного хладоснабжения способствует созданию для покупателей и продавцов комфортных условий, поддержанию постоянных температурных ре-жимов хранения, что позитивно сказывается на качестве товара, и удлинению сроков эксплуатации оборудования, за счет оптималь-ных температурных режимов, что снижает затраты на эксплуатацию и ремонт оборудования.

Стоит отметить, что централизованное холодоснабжение позволяет создать «бесшовную» линию витрин, что улучшает ин-терьер магазина и снижает уровень шума в торговом зале до ми-нимума. Централизованная система хладоснабжения применима в универсамах и супермаркетах при суммарной холодопроизводительности от 30 до 140 кВт, а выносная система применяется в универсамах и гастрономах при холодопроизводительности от 20 до 40 кВт. В общем случае, по критерию совокупных затрат на покупку и эксплуатацию оборудования, использование встроенного холода оптимально для магазинов с торговой площадью до 200-300 м2. Использование центрального холода оптимально для магазинов с торговой площадью более 300 м2, с несколькими десятками единиц холодильного оборудования и сроком эксплуатации данной торговой площадки не менее 5 лет. Ниже приведены рекомендуемые для торговых предприятий разных типов системы хладоснабжения (табл. 13).

Таблица 13 – Рекомендуемые для торговых предприятий системы хладоснабжения.

Показатели

(Гипермаркет (торговый центр)

Супермаркет

Минимаркет

1

2

3

4

Общая холодопроизводительность, кВт

135–370

30–135

20–30

в том числе по среднетемпературным потребителям (–10°С)

100–300

25–100

15–20

в том числе по низкотемпературным потребителям (–15°С)

35–70

10–35

5–10

Рекомендуемая система хладоснабжения

Центра–лизованное

Центральные компрессорно–конденсаторные агрегаты

Компрессорно–конденсаторные агрегаты (автономное)

Средний срок службы, лет

15–20

7–15

7–15

При использовании системы централизованного хладоснабжения существенно снижаются не только эксплуатационные затраты, но и капитальные. И чем больше в магазине холодильного оборудования, тем выгоднее применять централизованное хла–доснабжение. Рассматривая розничную торговлю как звено непрерывной холодильной цепи, стоит отметить следующие современные тенденции, способствующие сохранению высокого качества товаров:

– соблюдение правил хранения в соответствии с указаниями производителя, помещенных на упаковке товара;

– соблюдение гигиенических требований к выкладке товаров и оборудованию;

– использование термографов и термометров для контроля температурного режима и поддержание имиджа в глазах покупателя, что магазин реализует всегда свежие продукты;

– тщательный контроль за допустимыми сроками хранения и своевременное изъятие товара с полок торгового зала за несколько дней до истечения предельно допустимого срока хранения.