Ремонт муфты вентилятора
На профилактических осмотрах и периодических ремонтах у фрикционной муфты включения вентилятора холодильника устраняются дефекты, появляющиеся в процессе эксплуатации главным образом в результате износа фрикционных накладок ведомого диска. При износе фрикционных накладок до поверхности головок заклепок, крепящих накладки к ведомому диску, уменьшается коэффициент трения между ведущим и ведомым элементами муфты. Это приводит к пробуксовке муфты при включении вентилятора и при резком изменении режима работы дизеля.
Компенсация износа фрикционных накладок предусмотрена конструкцией механизма выключения муфты. При недостаточном нажатии в случае износа накладок ведущего диска 20 (см. рис. 55) следует винтом 12 (см. рис. 54) на толкающем штоке рычажной системы отводки изменить его длину и тем самым восстановить зазор между упорной пятой 26 (см. рис. 55) и пятой 27 отводки, который должен быть равен 2 мм. При вращении винта от себя (ввинчивание его) рычаг отводки сокращает зазор; при вращении винта на себя (вывинчивание его) зазор увеличивается. Своевременная регулировка этого зазора обеспечивает надежную работу муфты в эксплуатации.
При предельном износе накладок ведомого диска (при толщине его меньше 7 мм) требуется замена фрикционных накладок или установка нового диска. Торцовое биение ведомого диска с новыми накладками, должно быть не более 0,75 мм. Необходимо также проверить дисбаланс ведомого диска путем статической балансировки. Дисбаланс не должен превышать 20 гсм.
Причиной ненормальной работы муфты может являться также перекос нажимного диска 21 (см. рис. 55) при сборке муфты. Регулировка муфты на правильность сцепления ведущего диска 20 с ведомым фланцем 19 и нажимным диском 21 производится ослаблением или затяжкой пружин 28 с помощью винтов, находящихся на кожухе муфты. Необходимо добиться параллельной установки нажимного и ведущего дисков.
Для замены угольно-графитового подпятника необходимо вынуть вилку выключения муфты и отделить от вилки подпятник в сборе с обоймой. Изношенный подпятник выпрессовывается из обоймы и взамен ставится новый. Новый подпятник запрессовывается в обойму, предварительно подогретую до температуры 300° С.
Запрессованный подпятник должен упираться в дно гнезда обоймы. На поверхности подпятника повреждения не допускаются. После запрессовки необходимо угольно-графитовый подпятник пропитать в подогретом до температуры 70—80° С техническом парафине (ГОСТ 784—53) с выдержкой не менее 6 ч. Допускается пропитка в течение 24 ч в дизельном масле МС-20 или МК-22.
После ремонта муфта совместно с коническим редуктором проверяется на стенде. При скорости вращения 1450—1500 об/мин с выключенным вертикальным валом муфта должна проработать не менее 30 мин без нагрева и каких-либо неисправностей.
РЕМОНТ ВЕНТИЛЯТОРОВ ОХЛАЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Вентиляторы тяговых электродвигателей на подъемочном ремонте тепловоза разбираются и осматриваются; все выявленные дефекты устраняются.
При ремонте вентиляторного колеса приварка лопаток не допускается. Вновь установленные лопатки должны иметь отклонение по шагу не более 0,5 мм. После ремонта вентиляторное колесо должно быть статически отбалансировано. Дисбаланс устраняется постановкой уравнительного груза, вес которого не должен превышать 60 г.
При подъемочном ремонте производится ремонт привода вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки. Привод снимается с тепловоза и разбирается для очистки от грязи и осмотра деталей. Неисправные подшипники заменяются новыми.
Вал привода вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки должен быть сцентрирован с коленчатым валом дизеля. Допускается несоосность не более 0,1 мм и излом осей не более 0,5 мм на длине 1000 мм.
При сборке вентиляторов и установке их на место необходимо выполнение следующих условий:
а) вентиляторное колесо должно быть установлено вогнутой стороной лопаток по направлению вращения;
б) зазор между корпусом и диском колеса должен быть в пределах 15—23 мм;
в) радиальное биение колеса со стороны всасывания допускается не более 0,5 мм.
В местах соединений вентиляционных каналов и рукавов, подводящих воздух от вентилятора к тяговым электродвигателям, щели длиной свыше 50 мм и шириной более 1 мм устраняются.
Порванные брезентовые рукава необходимо зашить или заклеить плотным материалом, негодные заменить. Погнутые металлические каналы нужно выправить, не допуская их сужений от вмятин или за счет выступающих внутрь прокладок, уменьшающих живое сечение для прохода воздуха.
Поворотные заслонки воздуховодов должны открываться полностью. Все вентиляционные каналы следует продуть сжатым воздухом и убедиться, что в них нет посторонних предметов.
После установки вентилятора на место проверяется напор воздуха в корпусе тягового электродвигателя, который в нижнем люке должен быть не ниже 10 мм вод. ст. при скорости вращения коленчатого вала дизеля 1300 об/мин.