Ремонт компрессора э-400
На профилактическом осмотре производится очистка и обтирка компрессора снаружи с целью определения наружным осмотром состояния картера и клапанной коробки, — нет ли трещин и течи масла из корпуса в местах соединений. При этом необходимо проверить, плотно ли завернуты пробки и сапун в корпусе компрессора. Проверяется также плотность соединения компрессора с напорным воздуховодом и крепление крышек цилиндров, корпуса и пробок-упоров клапанов.
Следует убедиться в наличии достаточного количества масла в картере. Уровень масла в заливочном колене должен быть не ниже 15—20 мм от его торца.
На малом периодическом ремонте производится ревизия компрессора, при которой полностью спускается масло из картера, снимается верхняя и цилиндровая крышки. У одного из шатунов освобождается шарнирный болт, крепящий откидную крышку головки шатуна, и производится вращение коленчатого вала до тех пор, пока головка шатуна не займет нижнее положение. Шарнирный болт устанавливается вдоль шатуна и откидывается крышка головки шатуна. После этого поршень вместе с шатуном вынимается из цилиндра. Таким же образом вынимается второй поршень и шатун.
Поршневые кольца должны оставаться на поршнях. Поршневой палец вынимается после удаления стопорного винта. Затем снимают малую шестерню и вынимают приводной вал компрессора. Ослабив гайки шарнирных болтов крышек подшипников коренных шеек коленчатого вала и откинув их, вынимают коленчатый вал компрессора. После разборки проверяется состояние коленчатого вала, зубчатого колеса и малой шестерни. При ослаблении венца зубчатого колеса на диске коленчатого вала, изломе зубьев, а также ослаблении заклепок и болтов, скрепляющих составные шевронные колеса, их необходимо заменить.
Малая шестерня подлежит замене при изломе зубьев или наличии трещин. При толщине зубьев колеса и шестерни менее 5,2 мм (по постоянной хорде) необходима их замена новыми. Зазор между шатунной шейкой коленчатого вала и головкой шатуна более 0,2 мм устраняется уменьшением количества прокладок между отъемной частью головки и телом шатуна.
Между шейкой коленчатого вала и вкладышем коренного подшипника зазор не должен быть более 0,15 мм. Овальность и конусность цилиндров более 0,3 мм и риски глубиной более 0,3 мм на их поверхности не допускаются.
Поршневые кольца должны легко входить в пазы поршня. Зазор между кольцами и стенкой ручья по ширине должен быть не более 0,25 мм. Зазоры в замках поршневых колец более 0,5 мм не допускаются. Замки поршневых колец следует располагать в различных плоскостях.
После очистки клапанов от нагара следует устанавливать их в те же гнезда. Клапаны, имеющие задиры или трещины на поверхности притирки, которые не могут быть исправлены без ее повреждения, следует заменить.
Упорные пробки клапанов не должны иметь трещин и излома бурта. Для предупреждения присасывания клапана к плоской поверхности нижней части упорной пробки на ней должны быть две взаимно перпендикулярные канавки глубиной 1,5 мм. Между заплечиком резьбовой части упорной пробки и верхней кромкой надетого на нее клапана должен быть зазор от 0,3 до 0,7 мм. Высота подъема клапана, которая определяется как разность размеров от нижней плоскости опорной пробки до ее заплечика и от внутренней поверхности дна клапана при его нижнем положении до обработанной под посадку упорной пробки наружной части клапанной коробки, должна быть в пределах 4,5—5 мм. Регулировка подъема клапанов производится посредством постановки металлических прокладок под заплечики упорной пробки или проточкой ее заплечика. Упорные пробки следует ставить на графитовой смазке для предупреждения их пригорания. Подмотка какого-либо материала под заплечики упорной пробки запрещается. Прокладка между клапанной коробкой и корпусом цилиндров изготовляется из паронита или клингерита толщиной не более 1 мм.
При установке компрессора на место следует произвести центровку его вала с валом распределительного редуктора. Несоосность при этом допускается не более 0,1 мм и излом осей не более 0,2 мм на длине 200 мм.
После ревизии компрессора производится проверка его производительности, которая должна удовлетворять следующему условию: повышение давления сжатого воздуха в главных резервуарах емкостью 290 л от 6 до 8 кГ/см2 должно происходить в течение 40— 60 сек при скорости вращения коленчатого вала дизеля 1500 об/мин.