logo
1-60

57. Связь стандартизации с качеством продукции

Управление качеством продукции должно осуществляться систем­но, т.е. на предприятии должна функционировать система управле­ния качеством продукции, представляющая собой организацион­ную структуру, четко распределяющую ответственность, процеду­ры и ресурсы, необходимые для управления качеством (рис. 1).

Политика в области качества — это основные направления и , цели организации в области качества, официально сформулиро­ванные высшим руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и документальное оформление руководством пред-

Рис.1. Управление качеством продукции

приятия политики в области качества является первичным актом при создании системы качества.

Система качества — это совокупность организационной струк­туры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществ­ления общего руководства качеством.

Модель обеспечения качества — это стандартизованный или из­бранный набор требований системы качества, объединенных с це­лью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной - ситуации.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопро­сов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет меж­дународной организации по стандартизации (ИСО) разработал стан­дарты серии 9000, которые приняты к применению на территории Российской Федерации:

ИСО 9000—94 — Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества. Основное назначение стандарта — помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стан­дарт содержит также ряд концептуальных положений о современ­ных системах качества;

ГОСТ Р ИСО 9001—96 — Системы качества. Модель обеспече­ния качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9002—96 — Системы качества. Модель обеспече­ния качества при производстве, монтаже, обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9003—96 — Системы качества. Модель обеспече­ния качества при окончательном контроле и испытаниях.

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно использовать для внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения качества, установленные в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества. Тре­бования стандартов к системе качества являются дополнительны­ми по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества. Стан­дарты являются общими и не зависят от конкретной отрасли про­мышленности или сектора экономики.

«Петля качества» («спираль качества») — концептуальная мо­дель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Стандартизация - процесс установления и применения стандартов. Стандарт (от англ. standard - норма - образец), в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях. Правовые основы стандартизации и виды ее нормативных документов определены Федеральным законом "О стандартизации" (введен с 10 июля 1993 г.). Его преамбула определяет обязательность установленных этим законом правовых основ стандартизации для всех государственных органов управления. Государственная система стандартизации (ГСС), изложенная в ГОСТ Р 1-92, введена с 1 января 1993 г. По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение каче­ства, управление качеством, улучшение качества.

Руководство по качеству — документ, содержащий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Оно может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Руководство по качеству обычно содержит или по крайней мере ссылается на: а) политику в области качества; б) ответствен­ность, полномочия и взаимоотношения персонала, который ис­полняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на каче­ство; в) методики системы качества и инструкции; г) положение по пересмотру и корректировке руководства.

Руководство по качеству иногда называется руководством по обеспечению качества или руководством по административному управлению качеством.

Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее, кроме опи­санного выше, организационную структуру производства; методи­ческие документы общего характера; мероприятия и последователь­ность операций по обеспечению качества; рабочие инструкции, справочники и др.

Система качества должна обеспечивать: управление качеством на всех участках «петли качества»; участие всех работников в управ­лении качеством; неразрывную связь деятельности по повышению

качества с деятельностью по снижению затрат; проведение профи­лактических проверок по предупреждению несоответствий и де­фектов; обязательность выявления дефектов и устранения их в про­изводстве. Система качества также должна устанавливать: ответствен­ность руководителей; порядок проведения периодических прове­рок, анализа и совершенствования системы; порядок документаль­ного оформления всех процедур системы.