Электрический стартер
Стартер (рис. 251) предназначен для запуска двигателя. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока сериесного возбуждения с инерционным приводным механизмом с фрикционной муфтой. Шестерня 44 стартера при запуске входит в зацепление с зубьями венца маховика Направление вращения стартера правое (по ходу часовой стрелки), если смотреть со стороны привода.
Основными узлами стартера являются корпус 31, крышка 29 со стороны коллектора, крышка 40 со стороны привода и якорь 33.
Корпус состоит из станины и четырех полюсов 32 с катушками обмотки возбуждения. Станина представляет собой полый стальной цилиндр. Полюсы набираются из пластин электротехнической стали. Соединение катушек полюсов попарно параллельно-последовательное. Два конца обмотки возбуждения подсоединяются к выводному болту 15, остальные к плюсовым щеткам.
В крышке 29 закреплены радиальный шарикоподшипник 26 с защитными шайбами и два щеткодержателя 24 плюсовых щеток 21. Щеткодержатели изолированы от крышки прокладками 25.
В крышке 40 смонтирован привод стартера, состоящий из фрикционной муфты 11, хвостовика 8 и двух сферических шарикоподшипников 6, которые установлены на бронзовой втулке 42.
Во фрикционной муфте 11 корпус 36, чашка 39 и ведущие диски связаны с валом 9 якоря стартера, а втулка 10 и ведомые диски — с хвостовиком 8.
Диски перед установкой смазываются тонким слоем графитной смазки. Диски опираются на нажимное кольцо 38 и гарантийные шайбы 37. Пружина 12 обеспечивает предварительное сжатие пакета дисков. Между корпусом и хвостовиком установлена буферная пружина 35. Хвостовик 8 удерживается в муфте полукольцами. Для ограничения выхода хвостовика и запирания его предусмотрен специальный замок, состоящий из упорной втулки 43, втулки 2, пружины 1, буртика 45 на конце вала 9 якоря.
Якорь 33 стартера состоит из зубчатого сердечника и коллектора 27, насаженных на общий вал. Сердечник набирается из пластин электротехнической стали. Обмотка якоря правоходовая перекрещивающаяся. Нарезка вала 9 правая. Коллектор простого цилиндрического типа.
Крышки 29 и 40 вставляются в корпус стартера и стягиваются двумя шпильками. На крышку 29 надевается алюминиевый кожух н крепится к ней двумя болтами с уплотнительными резиновыми кольцами. Места стыков кожуха с крышкой и корпуса с крышкой со стороны привода уплотняются резиновыми кольцами, а корпуса с крышкой 29—герметизирующим составом.
При включении стартера на полное напряжение (24 В) якорь стартера начинает вращаться с большим угловым ускорением, а привод вследствие инерции стремится остаться на месте, поэтому вращается медленнее вала якоря.
Отставая в скорости вращения, привод свинчивается с вала по спиральной нарезке, перемещаясь вдоль оси вала и поворачиваясь до входа в зацепление шестерни 44 с венцом маховика. После входа шестерни в зацепление она продолжает двигаться до тех пор, пока упорная втулка 43 не дойдет до втулки 2. При движении хвостовика 8 привода корпус 36 фрикционной муфты сжимает буферную пружину 35 и фрикционные диски. При этом нажимное кольцо 38 давит своим наружным выступом на гарантийные шайбы 37, прогибая их. При увеличении момента, передаваемого муфтой 11, прогиб гарантийных шайб 37 увеличивается. Усилие, сжимающее диски, возрастает до тех пор, пока втулка 10 своим торцом не упрется в гарантийные шайбы. Это крайнее левое положение втулки ограничивает возможный прогиб гарантийных шайб, а следовательно, и крутящий момент, передаваемый приводом. При дальнейшем возрастании крутящего момента диски будут пробуксовывать в зажатом состоянии.
В случае утыкания шестерни в торцы зубьев маховика ее поступательное движение временно прекращается, но корпус муфты под воздействием буферной пружины 35 продолжает перемещаться и, скользя по спиральной нарезке, поворачивает шестерню стартера на половину расстояния между зубьями, обеспечивая ввод шестерни в зацепление с маховиком.
После запуска двигателя шестерня 44 стартера становится ведомой и направление осевого усилия меняется на обратное. Вследствие этого, а также под действием силы возвратной пружины 1 шестерня 44 стартера выходит из зацепления с маховиком.
- Методическая разработка
- «Техническая подготовка»
- Тема 3 : общее устройство бмп-2
- Учебные вопросы и расчёт времени:
- Основная часть:
- Электрооборудование:
- Источники электрической энергии
- Стартерные аккумуляторные батареи
- Электрический стартер
- Оборудование для плава
- Водооткачивающие средства
- Обслуживание оборудования для плава
- Устройство радиостанции
- Порядок работы на радиостанции
- Танковое переговорное устройство р-124 :
- Обслуживание средств связи
- Возможные неисправности средств связи и способы их устранения
- Заключительная часть -5 минут