logo
12-электрооборудование

Водооткачивающие средства

Водооткачивающие средства предназначены для удаления воды, проникшей при плаве в корпус машины через неплотности.

На машине имеется три водооткачивающих насоса: передний и зад­ний водооткачивающие насосы с электроприводом и средний насос, рас­положенный в силовом отделении, имеет механический привод от дви­гателя машины через привод компрессора. На машинах выпуска до 1968 г. переднего насоса нет.

Задний водооткачивающий насос 1 (рис. 312) расположен в кормовой части десантного отделения под правым сиденьем. Он выполнен в одном агрегате с топливным насосом 13 ТДА и получает привод от конической шестерни 12 (рис. 319), сидящей на валу 11 электродвигателя 10. Насос состоит из корпуса 3 (улитки), крыльчатки 4, вала 17 крыль­чатки и самоподжимной манжеты 6.

Корпус насоса крепится шпильками 7 к корпусу 8 редуктора. На нижнем торце корпуса имеется круглое окно, закрытое сеткой 1, при­крепленной к фланцу 2. Через это окно насос забирает воду из корпуса машины. Крыльчатка 4 с радиальными кривыми лопатками крепится с помощью шпонки и болта 5 на валу 17. Вал, выполненный заодно с ко­нической шестерней, вращается на двух шарикоподшипниках 18.

Выброс воды насосом осуществляется через выводной трубопровод 14 (рис. 312), один конец которого соединяется с выходным патрубком 19 (рис. 319), а другой выведен на крышу десантного отделения. Для исключения обратного попадания воды снаружи через выводную трубу на верхнем конце ее установлен обратный клапан 13 (рис. 318).

Обратный клапан 5 (рис. 320) тарельчатый, установлен в лючке крыши 3, к которому выведена труба выброса воды. Тарель клапана за­креплена на штоке 10, который установлен во втулке фланца 2, прикреп­ленного к крыше болтами 7. На штоке клапана сидит пружина 8, упирающаяся

снизу во втулку 11, удерживаемую гайкой 9. Клапан 5 от­крывается под давлением струи воды, откачиваемой из корпуса машины насосом, а закрывается усилием сжатой пружины 8. Сверху клапан за­крыт броневым щитком.

Передний водооткачивающий насос 25 (рис. 8) установлен справа спереди в силовом отделении. Он получает привод от такого же электро­двигателя МПВ-2, как и задний, но электродвигатель крепится непо­средственно к фланцу корпуса насоса в вертикальном положении.

Передний насос по своему устройству и принципу действия такой же, как и задний насос. В крышке электродвигателя установлена дре­нажная трубка для сообщения внутренней полости с атмосферой. Такое сообщение необходимо для того, чтобы исключить просасывание возду­ха через уплотнения.

Включение электродвигателей переднего и заднего кормового насо­сов осуществляется выключателями 6 и 7 (рис. 257) на центральном щитке.

Средний водооткачивающий насос получает привод от двигателя машины через редуктор компрессора. Он скомпонован в одном блоке с редуктором компрессора и размещается с ним в силовом отделении сзади двигателя. Насос состоит из корпуса (улитки) 2 (рис. 321), проставки, крыльчатки 10, валика привода с конической шестерней 7, уп­лотнений 3 и заборной сетки 11.

Проставка литая алюминиевая, своим верхним фланцем 8 крепится снизу к корпусу редуктора компрессора болтами.

В корпусе имеется круглое заборное окно, закрытое сеткой. Отвод воды из насоса осуществляется через тангенциальный патрубок, трубо­провод и обратный клапан. Крыльчатка 10 насоса с радиальными кри­выми лопатками осевого типа сидит на шпонке на конце валика 4. Валик 4

вращается на шарикоподшипниках 6 и получает привод от кони­ческой шестерни 7, находящейся в зацеплении с конической шестерней привода компрессора.

На машинах выпуска до июля 1971 г. в приводе насоса был встроен шестеренчатый откачивающий насос для откачки масла из корпуса при­вода насоса.

Насос состоит из ведущей шестерни 15, закрепленной на валике 4 с помощью штифта 14, и ведомой шестерни 13 (на машинах последних вы­пусков вместо насоса установлена маслосгонная втулка 9).

Для обеспечения откачки воды из отделения управления в перего­родке силового отделения вмонтирован специальный клапан 17 (рис. 15) слива воды. Клапан 2 (рис. 322) представляет собой фигурную пласти­ну, закрепленную пальцем 13 на рукоятке 4. Рукоятка укреплена на оси 3, на которой надета спиральная пружина 10, прижимающая клапан к седлу 12. Для фиксации клапана в открытом положении имеется фик­сатор 6, который своим концом заходит в отверстие планки кронштейна.

Клапан 2 в сборе монтируется на крышке 8 педального мостика. Для открытия клапана необходимо прижать конец рукоятки 4 к пере­городке силового отделения до заскакивания фиксатора в отверстие, а для закрывания — потянуть за кольцо 7 фиксатора.