logo
лекции Томина

Технологические параметры процесса гидроочистки дизельного топлива

Температура. Гидроочистка топливных фракций проводится при температурах от 300 до 390оС. С повышением температуры в реакторе увеличивается степень обессеривания и гидрирования сырья, однако при подъеме температуры выше 400 - 410оС начинаются реакции гидрокрекинга. С повышением температуры усиливается коксообразование на катализаторе и его дезактивация.

Глубина обессеривания оценивается по степени обессеривания:

СО = ,

где СО – степень обессеривания, % отн.; S0 – содержание серы в сырье, % мас.; S1 – содержание серы в гидрогенизате, % мас.

Начальная температура процесса гидроочистки выбирается минимальной, при которой загруженный в реактор катализатор может обеспечить заданное качество гидрогенизата. С течением времени содержание кокса на катализаторе увеличивается и активность его постепенно уменьшается. Для сохранения постоянной глубины обессеривания температуру в реакторе приходится повышать. В конце рабочего пробега температура в реакторе достигает максимального значения (для дизельного топлива 390оС) и процесс прекращают для проведения регенерации катализатора.

Объемная скорость подачи сырья. Для всех видов сырья глубина обессеривания возрастает с понижением объемной скорости подачи сырья, однако вместе с этим понижается и производительность установки.

Давление. Следует учитывать общее давление в системе и парциальное давление водорода в циркулирующем газе. С повышением парциального давления водорода увеличиваются скорость и глубина реакций гетероорганических соединений с водородом и реакций гидрирования ненасыщенных углеводородов. Уменьшается закоксованность катализаторов, увеличивается срок их службы.

Гидрообессеривание при 3,5 МПа менее эффективно, чем при 5 – 7 МПа, однако дальнейшее повышение давления не оказывает существенного влияния на этот процесс. Следует иметь в виду, что именно давление водорода определяет класс используемого оборудования и, следовательно, капитальные затраты на процесс. В промышленной практике чаще всего проводят процесс гидроочистки при 3 – 5 МПа.

Отношение «водород : сырье». При неизменных температуре, объемной скорости подачи сырья и общем давлении соотношение циркулирующего водородсодержащего газа (ЦВСГ) и сырья влияет на долю испаряющегося сырья, парциальное давление водорода и продолжительность контакта с катализатором. Кратность циркуляции выражается отношением объема водорода при нормальных условиях к объему сырья и измеряется в нм33 сырья.

Приемлемая степень обессеривания обеспечивается для разного сырья в довольно широких пределах – при мольном отношении водород : сырье (Н2 : С) от 5 : 1 до 15 : 1. Это отношение целесообразно поддерживать циркуляцией ВСГ. Однако энергетические затраты на сжатие ЦВСГ растут с ростом кратности циркуляции.

Концентрация водорода в ЦВСГ:

Концентрация Н2 в ЦВСГ, % об. 100 90 80 70 60

Кратность циркуляции ЦВСГ 200 220 250 286 300

Концентрация водорода в ЦВСГ обычно составляет 75 – 86 % об., остальное – метан, этан и другие углеводородные газы.

Накопление углеводородов в ЦВСГ уменьшает парциальное давление в нем водорода. Поэтому часть ЦВСГ постоянно или периодически выводят с установки и после очистки используют как топливо. На установку постоянно вводят СВСГ с установки риформинга.

В ЦВСГ накапливается также H2S, который непрерывно удаляют из газа. Для удаления H2S чаще всего используют раствор моноэтаноламина (МЭА).

Катализаторы процесса. В реакциях гидродесульфирования (ГДС) серосодержащих соединений и гидрирования ароматических соединений активность проявляют оксиды и сульфиды металлов VI группы (Mo и W), промотированные металлами VIII группы. Наиболее распространенным носителем является оксид алюминия. В оксидной форме катализаторы гидроочистки представляют собой 12 – 16 % МоО3 и 3 -6 % NiO или СоО, нанесенных на А12О3. Для гидроочистки бензина применяются катализаторы состава СоО-МоО3/А12О3. Для всех остальных видов сырья базовой композицией является NiO-МоО3/А12О3.