1. Желательные и нежелательные компоненты масел.
Основные эксплуатационные свойства масел:
- вязкость и вязкостно-температурные свойства,
- подвижность при низких температурах,
- химическая и термоокислительная стабильность,
- смазочная способность,
- защитная способность – зависят от их химического и фракционного состава.
Углеводороды.
Парафиновые углеводороды характеризуются наименьшей вязкостью. С увеличением разветвления цепи вязкость парафиновых углеводородов возрастает. Максимальный индекс вязкости (ИВ) имеют нормальные парафиновые углеводороды. ИВ изопарафиновых углеводородов заметно ниже.
Циклические углеводороды имеют значительно большую вязкость, чем парафиновые. Вязкость выше у нафтеновых углеводородов, чем у ароматических углеводородов такой же структуры. Чем больше колец в структуре молекулы и чем длиннее и разветвленнее боковые цепи, тем выше вязкость циклических углеводородов. Наибольшую вязкость имеют смолисто-асфальтеновые вещества.
Для циклических углеводородов общим является улучшение вязкостно-температурной характеристики с уменьшением цикличности молекул, с увеличением длины боковых цепей и числа углеродных атомов в молекуле.
Таким образом, для получения масел с хорошими вязкостно-температурными свойствами следует наиболее полно удалять из фракций полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), нафтеноароматические углеводороды с короткими боковыми цепями и смолисто-асфальтеновые вещества.
Температура застывания масел и подвижность при низких температурах зависят от содержания твердых углеводородов и величины вязкости масел при конечной температуре охлаждения. Выделяющиеся при охлаждении масел кристаллы твердых углеводородов могут привести к потере подвижности масла из-за его застывания. Потеря подвижности и трудность запуска двигателя при низких температурах могут быть связаны также со слишком большой вязкостью масла при этих температурах, хотя температура застывания может быть и низкой. Поэтому для получения масел, подвижных при низких температурах, из них следует удалять твердые углеводороды, а также ПАУ и смолисто-асфальтеновые вещества, обладающие высокой вязкостью при низких температурах.
Что касается стойкости к окислению, то ПАУ с короткими боковыми цепями окисляются в наибольшей степени. Они являются нежелательными компонентами масел, поскольку при их окислении образуются смолы, асфальтены и карбены, вызывающие повышенное нагарообразование в двигателях. Однако ароматические углеводороды способны предотвращать окисление нафтеновых углеводородов (основного компонента минеральных масел). Особенно эффективны в этом отношении небольшие добавки ПАУ и смолисто-асфальтеновых веществ. Нафтеноароматические углеводороды активно реагируют с кислородом, образуя большое количество кислых продуктов и продуктов уплотнения. С этой точки зрения они также являются нежелательными продуктами. На окисление масел определенное влияние оказывают и сернистые соединения.
Таким образом, в традиционной схеме производства масел, регулируя глубину очистки масел, можно влиять на стойкость масел к окислению. В очищенных маслах для повышения стойкости к окислению оставляют небольшую часть ПАУ, смол и сернистых соединений. При углубленной очистке эксплуатационные свойства масел улучшают путем добавления соответствующих присадок.
Заметно улучшается смазочная способность масел при наличии в них смол, сернистых и кислородсодержащих соединений. С точки зрения других эксплуатационных показателей масел эти соединения являются нежелательными. При удалении этих компонентов в процессе селективной очистки смазочная способность масел снижается. Для сохранения хорошей смазывающей способности вводят специальные поверхностно-активные присадки.
Коррозионная активность масел также зависит от их химического состава и определяется величиной исходного кислотного числа и его изменением в процессе окисления масел при работе. Углубление селективной очистки и гидроочистки снижает содержание сернистых соединений и коррозионную агрессивность масел. Однако переочистка масел полностью удаляет из них поверхностно-активные вещества, что вызывает ухудшение способности масел защищать металлы от воздействия внешней среды (электрохимическая коррозия).
- 1. Желательные и нежелательные компоненты масел.
- 2. Классификация базовых масел по api
- Классификация базовых масел по api
- 5. Факторы, определяющие эффективность процесса деасфальтизации в растворе пропана.
- 6. Избирательные растворители процесса селективной очистки и их сравнительная оценка (на примере фенола и n-метилпирролидона).
- Характеристика депарафинированных масел, предварительно очищенных n-метилпирролидоном и фенолом (дистиллятное сырье)
- Характеристика фенола и n-метилпирролидона
- 7. Факторы, определяющие эффективность процесса селективной очистки и качество получаемых продуктов.
- 8. Назначение, сырье, продукты процесса селективной очистки. Изменение качества сырья в процессе селективной очистки.
- 9. Назначение, сырье, продукты процесса депарафинизации нефтяного сырья кристаллизацией из растворов. Изменение показателей качества сырья в процессе.
- Факторы, определяющие эффективность процесса депарафинизации нефтяного сырья кристаллизацией из растворов. Температурный эффект депарафинизации (тэд).
- Влияние фракционного состава сырья на показатели процесса депарафинизации
- Химические превращения компонентов тяжелого нефтяного сырья под действием водорода.
- Условия и сырье процесса гидроочистки масляного сырья. Катализаторы процесса.
- Качество депарафинированного масла IV масляной фракции, полученного по различным схемам
- Варианты поточных схем производства масел с использованием процесса гидроочистки.
- Гидрирование в производстве масел.
- Изменение показателей качества сырья в гидроочистки
- Основные химические реакции, протекающие в процессе гидроочистки дизельного топлива
- Технологические параметры процесса гидроочистки дизельного топлива
- Место гидроочистки с схеме нпз
- Технологические параметры и материальный баланс процессов гидроочистки различных видов сырья
- Технологические режимы процессов гидроочистки
- Материальные балансы процессов гидроочистки
- Катализаторы процесса гидроочистки дизельного топлива. Сульфидирование катализаторов
- Усредненные данные показателей работы отечественных промышленных катализаторов на установках гидроочистки дизельного топлива
- Синтетические масла. Полиальфаолефины.
- Синтетические масла: сложные эфиры дикарбоновых кислот.
- Синтетические масла: сложные эфиры неопентиловых спиртов.
- Синтетические масла: эфиры фосфорной кислоты, полиорганосилоксаны.
- Послойная загрузка катализаторов гидроочистки.
- Величины долей свободного объема, размера пустот и значения перепада давления
- Послойная загрузка верхней части катализаторного слоя (фирма Topsøe)