logo
лекции Томина

1. Желательные и нежелательные компоненты масел.

Основные эксплуатационные свойства масел:

- вязкость и вязкостно-температурные свойства,

- подвижность при низких температурах,

- химическая и термоокислительная стабильность,

- смазочная способность,

- защитная способность – зависят от их химического и фракционного состава.

Углеводороды.

Парафиновые углеводороды характеризуются наименьшей вязкостью. С увеличением разветвления цепи вязкость парафиновых углеводородов возрастает. Максимальный индекс вязкости (ИВ) имеют нормальные парафиновые углеводороды. ИВ изопарафиновых углеводородов заметно ниже.

Циклические углеводороды имеют значительно большую вязкость, чем парафиновые. Вязкость выше у нафтеновых углеводородов, чем у ароматических углеводородов такой же структуры. Чем больше колец в структуре молекулы и чем длиннее и разветвленнее боковые цепи, тем выше вязкость циклических углеводородов. Наибольшую вязкость имеют смолисто-асфальтеновые вещества.

Для циклических углеводородов общим является улучшение вязкостно-температурной характеристики с уменьшением цикличности молекул, с увеличением длины боковых цепей и числа углеродных атомов в молекуле.

Таким образом, для получения масел с хорошими вязкостно-температурными свойствами следует наиболее полно удалять из фракций полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), нафтеноароматические углеводороды с короткими боковыми цепями и смолисто-асфальтеновые вещества.

Температура застывания масел и подвижность при низких температурах зависят от содержания твердых углеводородов и величины вязкости масел при конечной температуре охлаждения. Выделяющиеся при охлаждении масел кристаллы твердых углеводородов могут привести к потере подвижности масла из-за его застывания. Потеря подвижности и трудность запуска двигателя при низких температурах могут быть связаны также со слишком большой вязкостью масла при этих температурах, хотя температура застывания может быть и низкой. Поэтому для получения масел, подвижных при низких температурах, из них следует удалять твердые углеводороды, а также ПАУ и смолисто-асфальтеновые вещества, обладающие высокой вязкостью при низких температурах.

Что касается стойкости к окислению, то ПАУ с короткими боковыми цепями окисляются в наибольшей степени. Они являются нежелательными компонентами масел, поскольку при их окислении образуются смолы, асфальтены и карбены, вызывающие повышенное нагарообразование в двигателях. Однако ароматические углеводороды способны предотвращать окисление нафтеновых углеводородов (основного компонента минеральных масел). Особенно эффективны в этом отношении небольшие добавки ПАУ и смолисто-асфальтеновых веществ. Нафтеноароматические углеводороды активно реагируют с кислородом, образуя большое количество кислых продуктов и продуктов уплотнения. С этой точки зрения они также являются нежелательными продуктами. На окисление масел определенное влияние оказывают и сернистые соединения.

Таким образом, в традиционной схеме производства масел, регулируя глубину очистки масел, можно влиять на стойкость масел к окислению. В очищенных маслах для повышения стойкости к окислению оставляют небольшую часть ПАУ, смол и сернистых соединений. При углубленной очистке эксплуатационные свойства масел улучшают путем добавления соответствующих присадок.

Заметно улучшается смазочная способность масел при наличии в них смол, сернистых и кислородсодержащих соединений. С точки зрения других эксплуатационных показателей масел эти соединения являются нежелательными. При удалении этих компонентов в процессе селективной очистки смазочная способность масел снижается. Для сохранения хорошей смазывающей способности вводят специальные поверхностно-активные присадки.

Коррозионная активность масел также зависит от их химического состава и определяется величиной исходного кислотного числа и его изменением в процессе окисления масел при работе. Углубление селективной очистки и гидроочистки снижает содержание сернистых соединений и коррозионную агрессивность масел. Однако переочистка масел полностью удаляет из них поверхностно-активные вещества, что вызывает ухудшение способности масел защищать металлы от воздействия внешней среды (электрохимическая коррозия).