§ 81. Неполадки и повреждения систем топливоподачи, пылеприготовления и вспомогательного оборудования
В системах топливоподачи наиболее часто возникают неполадки в работе конвейеров, бункеров и питателей сырого угля.
Выход из строя конвейеровпроисходит чаще всего из-за разрывов лент при попадании на них крупных кусков топлива и посторонних предметов, а также в результате низкого качества ремонта. Поэтому необходимо обеспечивать надежную работу металло- и щепоуловителей. Налипание топлива на стенки, его обвалы и образование «сводов» в бункерах сырого топлива и пыли ухудшает работу котла. При обвалах топлива полотно ленточных конвейеров и питатели испытывают удары и дополнительные усилия, что приводит к их поломке. Для предупреждения сводообразования и налипания топлива на стенки устанавливают специальные виброторы или сопла пневмообрушения, утепляют снаружи стенки бункеров, чтобы не происходила конденсация паров на них и повысилась сыпучесть материалов вдоль них. Вибраторы и сопла включаются при обрывах топлива в системе топливоподачи.
В питателях сырого топливанаиболее часто происходит заклинивание или обрыв лент либо цепей (в скребковых) из-за попадания крупногабаритных предметов, налипания топлива на стенки и ленту. Кроме того, иногда происходят перегрев и выход из строяэлектропривода и редукторов питателей из-за их перегрузки, недостаточной смазки и неправильной сборки.
Система пылеприготовления выходитиз строя при повреждении мельниц, бункеров и питателей пыли, а также забивании пылепро-водов. В мельницах наиболее часто отмечаются повреждения подшипников, брони, размольных органов – бил, бялодержателей (в молотковых) и лопаток рабочих колес (в мельницах-вентиляторах). Выход из строя подшипников происходит при их перегреве, недостаточной смазке и охлаждении, попадании пыли, а также вследствие плохого качества ремонта и сборки. В большинстве случаев эти повреждения являются следствием недостаточности или отсутствия контроля и нарушения обслуживающим персоналом местных инструкций.
Повреждения размольных органовпроисходят как вследствие естественного .износа, так и попадания тяжелых предметов и предупреждаются хорошей работой системы металлоулавливания в тракте топливоподачи. Размольные органы следует регулярно осматривать и заменять изношенные элементы. Забивание пылепроводов наблюдается при пониженных скоростях транспортирующего агента, а также их неправильной конструкции (наличии резких поворотов и переходов, изменениях размеров сечения). Чтобы устранить забивания, увеличивают расход транспортирующего агента и продувают пылепроводы (при этом соответствующий питатель пыли можно отключить).
От работы системы пылеприготовления зависят равномерность подачи топлива и прекращение ее. Признаками обрывов в подаче топлива являются расхолаживание мельницы, повышение температуры сушильного агента за ней и сброс нагрузки котла. Установив причину и место нарушения, принимают соответствующие меры: подают топливо по другой нитке; включают вибраторы или сопла пневмообрушения на бункерах; подают топливо только после опорожнения бункера. При поломке или заклинивании питателя останавливают соответствующую мельничную систему и принимают меры к восстановлению питателя.
В системах топливоподачи и пылеприготовления возможны загорания, хлопки и взрывы. Загорание ускоряется при скоплении мелкой пыли, длительном ее лежании без движения и повышении температуры при достаточном доступе воздуха. Наиболее часто загарания и взрывы происходят в мельницах, пылепроводах, бункерах сырого топлива и пыли, в помещениях системы топливоподачи и пылеприготовления при недостаточной вакуумной плотности механизмов, низком качестве очистки воздуха от пыли и плохой уборке.
Признаками загорания являютсяповышение температуры, разогрев оборудования в местах возгорания и рост давления. Для уменьшения последствий от взрывов в системах топливоподачи, пылеприготовления и пневмотранспорта устанавливают взрывные длапаны, с помощью которых газы и пламя выводятся в безопасное для персонала и оборудования место. Для предупреждения возникновения аварийных ситуаций необходимо: поддерживать режим работы оборудования в соответствии с инструкциями и указаниями режимной карты; обеспечивать надежную работу системы пароводотушения; следить за плотностью соединения всех элементов системы. В помещениях топливоподачи и пылеприготовления (особенно на горячих поверхностях) не допускается скопление угольной пыли. В них необходимо поддерживать чистоту, проводить регулярную влажную уборку (без взвихривания пыли).
Безаварийная работа котлазависит от состояния тугодутьевых машин, систем шлакозолоулавливания и удаления, устройств очистки поверхностей нагрева. Отказы тягодутьевых машин (дымососов, вентиляторов) наиболее часто происходят из-за перегрева и повреждения подшипников, вибраций ротора и его задеваний за корпус. Перегрев и повреждение подшипников (вплоть до расплавления) чаще всего вызываются нарушением смазки, снижением уровня или отсутствием масла в системе маслоснабжения, ухудшением или прекращением охлаждения подшипников, а также низким качеством ремонта и сборки. Вибрации и поломки роторов наблюдаются при их неправильной балансировке или разбалансировке вследствие износа и отложений золы (или пыли) на лопатках. При выходе из строя всех дымососов, вентиляторов, а также регенеративных воздухоподогревателей котел немедленно останавливают.
Повреждения воздухоподогревателейпроисходят из-за поломок опорных подшипников валов (часто при неправильной установке), коррозии набивки, сопровождающейся отрывом листов и деталей
крепления.
Наиболее распространенными неисправностями электрофильтровявляются отказы их электрической части, забивание газораспределительных решеток, прекращение выпуска золы, значительные отложения ее на осадительных электродах, повышенная коррозия. Во всех случаях устанавливают причину отказа и принимают соответствующие меры: исправляют электрическую схему; очищают газораспределительные решетки и др.
В установках с сухими инерционными золоулавливателями наиболее часто отмечается износ входных элементов и подводящих газопроводов летучей золой, налипание ее и коррозия поверхностей, а также ухудшение схода золы из бункеров. При осмотрах выявляют участки износа и коррозии и ремонтируют их. В мокрых золоулавливателях при использовании некоторых топлив появляются значительные отложения на стенках входных патрубков и скрубберов, которые обнаруживают при регулярном внутреннем, осмотре и очищают (в том числе и на работающем котле). При прекращении работы золоулавливателей, если их не удается исправить, котел останавливают.
Недостатки в работе котлов, а иногда и аварийные ситуациимогут возникать из-за неудовлетворительной работы системы золошлакоудаления. Наиболее повреждаемыми элементами являются шлакоудаляющие устройства (шнековые или скреперные), каналы гидрозолоудаления (или пневмоудаления) и багерные насосы. Шлакоудаляющие устройства выходят из строя при попадании в них значительных глыб шлака (при обрушении) или посторонних предметов. При повреждении большинства или всех устройств временно снижают нагрузку л через имеющиеся в шлаковых шахтах лазы освобождают конвейеры от выпавших глыб шлака. Работы проводят очень осторожно, соблюдая правила техники безопасности. Если освободить все конвейеры не удается, котел во избежание полной зашлаковки топки останавливают.
Поломка багерных насосовпроисходит из-за попадания в них металлических и других предметов. Необходимо, чтобы каналы системы гидрозолоудаления были постоянно закрыты. При обнаружении в каналах посторонних предметов их удаляют. Нарушения в работе золошлакопроводов гидрозолоудаления вызываются износом поверхностей и забиванием их золой. Для предупреждения повреждений их регулярно контролируют. Поврежденные участки ремонтируют или поворачивают на 90—120°. Для уменьшения износа стальные трубы золошлакопроводов облицовывают чугунными или базальтовыми плитами. При снижении скорости пульпы в золошлакопроводах ниже критической (для золы – 1,2 м/с, для шлака – 1,6…2,1 м/с) происходит оседание частиц золы и шлака и забивание трубопроводов, что может создать серьезную аварийную ситуацию для всей электростанции. Для предупреждения забивания увеличивают расход воды в пульпопроводах или, если это не помогает, останавливают их для очистки и включают резервные. Через остановленные пульпопроводы в течение некоторого времени после прекращения подачи золы и шлаков прокачивают воду, чтобы исключить их оседание. Кроме того, регулярно контролируют каналы, выявляя износ облицовки и выбоины в стыках. Работа при появлении значительных уступов и больших выбоин, в которых может начаться оседание золы и шлаков, не допускается.
В обдувочных аппаратахнаиболее подверженными повреждениям элементами являются насадки, рычаги переключателей обратного хода, цепи управления. Повреждение насадок происходит вследствие их обгорания при неисправности управления и обрывах рычагов переключателей обратного хода. Обгоревшие или деформированные насадки не позволяют в дальнейшем вывести трубы аппаратов из котла. При такой поломке принимают меры к удалению аппарата из топки (газохода) и ремонтируют его.
- Эксплуатация энергоблоков Основные задачи эксплуатации
- § 51.Основные задачи и средства управления энергоблоком
- § 52. Типовые пусковые схемы энергоблоков
- § 53. Основные элементы типовых пусковых схем энергоблоков
- § 54. Останов энергоблоков
- Условия безопасной эксплуатации энергоблоков
- § 61. Основные положения системы безопасности труда
- § 62. Безопасное обслуживание оборудования
- § 63. Обязанности обслуживающего персонала
- Эксплуатация паровых котлов и их оборудования
- § 64. Подготовка котла к растопке
- § 65. Пусковые операции
- § 66. Обслуживание работающего котла
- §67. Режимные карты
- § 68. Останов котла
- § 69. Эксплуатация вспомогательного оборудования
- § 70. Эксплуатация топливоподачи и сушильно-мельничных установок
- Эксплуатация турбинных установок
- § 71. Подготовка к пуску и пуск турбины
- § 72. Обслуживание турбины во время работы
- § 73. Обслуживание систем маслоснабжения, регулирования и защиты турбины
- § 74. Обслуживание конденсационной установки и вспомогательного оборудования
- § 75. Эксплуатация питательных насосов
- § 76. Плановый и аварийный остановы турбины
- § 77. Работа турбины на скользящих параметрах
- Предупреждение аварий и неполадок энергоблоков
- § 79. Аварии и неполадки паровых котлов
- § 80. Обнаружение и устранение аварий и неполадок в паровых котлах
- § 81. Неполадки и повреждения систем топливоподачи, пылеприготовления и вспомогательного оборудования
- § 82. Нарушение режимов работы механизмов собственных нужд
- § 83. Аварии и неполадки турбин
- § 84. Разрушения и неполадки в проточной части турбин
- § 85. Нарушение условий нормальной работы ротора и подшипников
- § 86. Причины и последствия повышенной вибрации турбинной установки
- § 87. Аварийные ситуации при сбросе нагрузки
- § 88. Аварии и неполадки насосов
- § 89. Аварии и неполадки трубопроводов