logo
Лекции / Эксплуатация энергоблоков

§ 54. Останов энергоблоков

Способы останова энергоблока зависят от вызывающих их причин и условий последующей работы. При плановом снижении нагрузки в энергосистеме (провалах в потреблении электроэнергии) останов отдельных энергоблоков или их частичная разгрузка, вплоть до перехода на так называемый моторный режим (когда турбогенератор работает как электродвигатель, потребляя электроэнергию из электрической сети), определяется экономической целесообразностью. При любом способе останов должен производиться с наименьшими потерями теплоты, исходя из конечного состояния охлаждения и готовности энергоблока к последующему пуску.

В зависимости от конечного теплового состояния блока различают остановы без расхолаживания оборудования и с расхолаживанием турбины, котла и паропроводов, тракта котла (прямоточного) до встроенной задвижки. Останов без расхолаживания выполняют при выводе блока в горячий резерв и для проведения непродолжительных ремонтных работ, не связанных с тепловым состоянием блока, а с расхолаживанием – для проведения ремонтных работ повышенной продолжительности, причем полнота охлаждения зависит от вида предполагаемого ремонта. Так как охлаждение толстостенных элементов оборудования (барабанов, корпусов турбин и др.) до безопасных температур в естественных условиях протекает медленно (от 2 до 6 сут.), останов с расхолаживанием (см. рис. 146) позволяет значительно сократить простой блока в ремонте.

При останове энергоблока без расхолаживаниястремятся максимально сохранить аккумулированную оборудованием теплоту. Для этого после вентиляции топки и газоходов уплотняют газовоздушный тракт, закрывая шиберы и направляющие аппараты дутьевых вентиляторов и дымососов и газовые задвижки. Высокие температуры острого и промежуточного пара стараются сохранить до полного останова блока. Если предполагается кратковременный останов, пароперегреватели можно не обеспаривать. При необходимости обеспаривания основного пароперегревателя и поддержания требуемого давления пар сбрасывают через ПСБУ.

В последнее время все чаще применяют следующую схему останова энергоблока в горячий резерв: разгрузку на рабочем питательном насосе до мощности 0,5Nном; останов котла и после снижения нагрузки турбины до 0,3Nномостанов ее при сохранении в тракте ,котла давления, близкого к номинальному. Такая схема позволяет исключить переход с основных насосов на резервные (с питательного турбонасоса на электронасос) и с рабочего топлива — на резервное.

При останове энергоблока с расхолаживаниемтурбинына нагрузках, соответствующих пропускной способности растопочного узла прямоточного котла, переходят на сепараторный режим и далее, руководствуясь графиком-заданием, снижают давление, температуру свежего и промежуточного пара и нагрузку блока до предельно устойчивой. При дальнейшем снижении нагрузки переходят на резервное топливо (газ, мазут). На нагрузках 0,5Nном переходят на резервные питательные электронасосы. Температуру острого пара в процессе разгрузки регулируют пусковыми и основными впрысками. При снижении нагрузки от 0,3Nномдо минимальных значений (0,05— 0,07)Nномпостепенно прикрывают регулирующие клапаны турбины, включая ПСБУ. Изменяя степень пропуска пара в конденсатор через ПСБУ, поддерживают рекомендуемое инструкцией давление острого пара. После выдержки блока на минимальной нагрузке (до стабилизации теплового состояния турбины) останавливают все оборудование.

При останове энергоблока с расхолаживанием котлаи паропроводов разгрузку ведут до расходов, соответствующих пропускной способности ПСБУ, затем отключают турбину с перепуском пара через ПСБУ в конденсатор. Постепенно уменьшая тепловыделение в топке, снижают температуру пара до насыщения (давление сохраняют постоянным), закрывают встроенную задвижку и охлаждают пароперегреватель и паропроводы насыщенным паром, температуру которого снижают, уменьшая давление за задвижкой. При температуре среды за котлом 300—320°С полностью открывают регулирующие клапаны дренажей перед главной паровой задвижкой, увеличивают расход воды, открывают шиберы на газовоздушном тракте и, включив тягодутьевые машины, полностью расхолаживают котел.

При расхолаживании тракта до встроенной задвижкипосле снижения нагрузки и останова котла закрывают задвижки и дроссельный клапан на линии к пароперегревателю, подают воду, включают регулятор давления перед встроенной задвижкой и, воздействуя на дроссельные задвижки на входе во встроенный сепаратор и на сбросе, постепенно понижают давление в сепараторе. Включением тягодутьевых машин и постоянной прокачкой воды охлаждают тракт до встроенной задвижки.

При останове блоков с барабанными котламиограничивающими условиями являются разность температур верхней и нижней частей барабана (40°С), скорость охлаждения его стенок (менее 1,5°С/мин) и др. В таких энергоблоках после останова не разрешаются длительная вентиляция газовоздушного тракта (более 5—10 мин), спуск воды из остановленного котла при давлении, большем атмосферного, и интенсификация охлаждения котла подпиткой и дренированием воды, а также расхолаживание газоходов с помощью дымососов ранее, чем через 10 ч при давлении до 14 МПа (140 кгс/см2) и через 18 ч при большем давлении.

Технология аварийного останова определяетсявидом аварии и моментом установления ее причин. Первоначально, до момента выяснения причины аварии, но не более 10 мин, останов ведут с минимально возможным расхолаживанием оборудования, (сохраняя рабочее давление и уплотнение газовоздушного тракта). Если в течение 10 мин выявлена и устранена причина аварии, производят пуск энергоблока как из горячего резерва. Если за это время причина аварии не выявлена или обнаружена поломка оборудования, производят останов с соответствующим расхолаживанием.

При останове блока в ремонтего отсоединяют от общестанционных магистралей и трубопроводов соседних блоков.

Схемы пусков и остановов блока не являются установившимися и с развитием техники совершенствуются. Учитывая многообразие вариантов пусковых схем блоков, при эксплуатации следует пользоваться инструкциями по пуску и останрву.