Технологический маршрут изготовления червяков и червячных колес.
Типовой технический маршрут изготовления червяков включает в себя следующие основные операции:
Фрезерование торцов и их зацентровка.
Черновая и чистовая токарная обработка наружных поверхностей.
Черновое и чистовое нарезание витков червяка.
Черновое шлифование наружных поверхностей и торцов.
Черновое шлифование витков червяка.
Термическая обработка (цементация, закалка).
Чистовое шлифование наружных поверхностей и торцов.
Чистовое шлифование профиля витков червяка.
Контроль.
Технологическими базами при обработке червяков–валов являются центровые отверстия, а при обработке червяков–втулок отверстия, при обработке на оправке.
Технологический процесс изготовления червячного колеса незначительно отличается от технологического изготовления цилиндрических зубчатых колес.
Окончательная обработка и нарезание составных червячных колес производится в сборе.
Токарная обработка наружных поверхностей червяков–валов производится на токарных станках с ЧПУ. В крупносерийном и массовом производстве – на одношпиндельных или многошпиндельных токарных полуавтоматах.
Нарезание витков червяка в единичном и мелкосерийном производстве производится профильными резцами на токарно-винторезных станках. Требуемый профиль витка обеспечивается за счет соответствующей установки резца. Нарезание профильными резцами является малопроизводительным методом, но получило широкое распространение вследствие простоты наладки и относительно невысокой стоимости режущего инструмента.
Фрезерование витков может производиться на универсально-фрезерных, резьбофрезерных и на специальных станках для нарезания червяков. В качестве режущих инструментов применяется дисковые и пальцевые фрезы. Нарезание дисковыми фрезами червяков с m10мм производится за один рабочий ход, а при m10 – за два. Фрезерование используется главным образом для чернового нарезания витков. Пальцевые фрезы применяют для нарезания крупномодульных червяков в единичном и мелкосерийном производстве. Нарезание червяков червячными фрезами может производиться на универсальных, зубофрезерных и шлицефрезерных станках. Метод является производительным и обеспечивает 8-9 степень точности.
В крупносерийном и массовом производстве нарезание червяков может производиться круглыми долбяками на специальных станках или на универсальных зубофрезерных, оснащенных суппортом для осевого перемещения долбяка. При обработке долбяк и червяк вращаются, и одновременно происходит перемещение долбяка вдоль оси червяка.
Метод обеспечивает высокую производительность и достаточную точность обработки.
В крупносерийном производстве нарезание червяков может производиться вихревым методом с помощью кольцевых резцовых головок аналогично нарезанию резьбы на токарных станках. Метод может применяется для нарезания червяков большого модуля и имеет высокую производительность.
Накатывание витков червяка является наиболее производительным методом и производится на роликовых накатных станках, где получение червяков с m3 производятся в холодном состоянии, при использовании двухроликовых станков, и с m3 с нагревом заготовки ТВЧ на трехроликовых станках. При холодном накатывании обеспечивается 8 степень точности.
Нарезание червячных колес производится на зубофрезерных станках по методу радиальной, тангенциальной или комбинированной подачи.
Метод радиальной подачи обеспечивает высокую производительность и применяется для чернового нарезания зубьев червячной фрезой, при этом фреза и колесо вращаются, а фреза также поступательно перемещается к центру нарезаемого колеса.
П ри нарезании колес с тангенциальной подачей фреза устанавливается на заданном межосевом расстоянии и получает движение подачи вдоль своей оси. Метод обеспечивает высокую точность и применяется для чистового нарезания зубьев червячной фрезой.
При нарезании с комбинированной подачей фреза получает радиальную подачу (черновой ход), а затем тангенциальную (чистовой ход).
В условиях единичного и мелкосерийного производства, а также при обработке колес крупного модуля, зубья получают с помощью резцов-летучек по методу тангенциальной подачи. Нарезание обычно производится последовательно двумя резцами (черновым и чистовым) закрепленными на оправке. Они представляют собой как бы однозубую фрезу. Метод удобен при обработке небольших партий колес нестандартного модуля, когда стоимость резцов немного меньше червячных фрез.
Ч ерновое нарезание зубьев червячного колеса может производиться дисковыми фрезами на универсально-фрезерных станках с делительной головкой.
Шевингование является заключительной операцией обработки червячного колеса с получением 6-ой степени точности и выше. Оно производится методом радиальной подачи, при беззазорном зацеплении, и методом окружной подачи. В обоих случаях вращение колеса осуществляется вращением фрезы-шевера или червячного шевера. Шевингование выполняется после фрезерования или нарезания резцом-летучкой. После шевингования одной стороны зуба направление вращения шевера изменяется и производится обработка другой частью шевера.
Окончательная обработка поверхностей червяка может выполняться шлифованием, притиркой, полированием.
Боковые поверхности витков червяка шлифуют на специальных станках для червяков и универсальных резьбошлифовальных станках дисковыми, чашечными и пальцевыми кругами.
Для уменьшения шероховатости поверхностей витков червяка применяется притирка на специальных или универсальных токарных станках. В качестве притира используется чугунное или текстолитовое червячное колесо, устанавливаемое на валу и вводимое в зацепление с вращающимся червяком. Для обработки всех витков по длине суппорт совершает возвратно-поступательные движения вдоль червяка, а в зону зацепления подается абразивная смесь. Витки сильно нагружаемых червяков для снижения шероховатости (до Ra = 0,160,04 мкм) полируются с помощью фетровых или войлочных кругов, насыщенных полировальной пастой.
- 1.Проектирование технологического процесса сборки машин.
- 1.1.Технико-экономическая оценка технологического процесса сборки.
- 2. Технология сборки токарно-винторезных станков.
- 3. Монтаж валов
- 4. Сборка зубчатых и червячных передач
- 4.1.Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 4.2. Сборка конических передач
- 4.3. Сборка червячных передач
- 5. Изготовление станин
- 5.1.Служебное назначение, технические требования и заготовки станин.
- 5.2. Технологические процессы изготовления станин
- Контроль станин. Проектирование технологического процесса обработки деталей на станках с чпу.
- 4.2. Сборка конических передач
- Сборка червячных передач.
- Изготовление станин. Служебное назначение, технические требования и заготовки станин.
- Технологические процессы изготовления станин.
- Контроль станин. Изготовление корпусных деталей.
- Контроль корпусных деталей. Изготовление валов.
- Контроль валов.
- Изготовление ходовых винтов. Служебное назначение, технические требования и заготовки ходовых винтов.
- Контроль ходовых винтов.
- Изготовление шпинделей.
- Контроль шпинделей. Изготовление цилиндрических зубчатых колес. Служебное назначение, технические требования и заготовки колес.
- Технологический маршрут изготовления цилиндрических зубчатых колес.
- Контроль цилиндрических зубчатых колес. Изготовление конических зубчатых колес. Служебное назначение, технические требования к заготовке конических зубчатых колес.
- Технологический маршрут изготовления конических зубчатых колес.
- Контроль конических зубчатых колес.
- Изготовление червячных передач.
- Технологический маршрут изготовления червяков и червячных колес.
- Контроль червячных передач.
- Изготовление шатунов. Служебное назначение, технические требования и заготовки шатунов.
- Технологический маршрут изготовления шатунов.
- Подгонка шатунов по весу.
- Контроль шатунов.
- Изготовление рычагов и вилок.
- Технологический маршрут изготовления рычагов и вилок.
- Контроль рычагов.