logo
тмс бак 2

Изготовление шатунов. Служебное назначение, технические требования и заготовки шатунов.

Шатуны являются передаточными звеньями кривошипно-шатунных механизмов различных машин, главным образом поршневых двигателей внутреннего сгорания и компрессоров.

Шатуны двигателя служат для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Конструкция шатунов характеризуется наличием большой (кривошипно-шатунной) и малой (поршневой) головок, соединенных стержнем. Кривошипная или шатунная головка обычно имеет плоскость разъема для облегчения монтажа шатуна на коленвал. Крышка шатуна соединяется с самим шатуном с помощью болтов или шпилек.

Шатуны изготавливают цельными или с отдельными крышками. Стержень шатуна обычно имеет двутавровое сечение.

Основные технические требования на изготовление шатунов определяются соответствующими ГОСТами на автомобильные, тракторные и стационарные двигатели.

Такими требованиями могут быть:

  1. Точность отверстия поршневой головки и во втулке поршневой головки по 6 – 7 квалитету, Ra = 0,630,10 мкм, отклонение от цилиндричности отверстия во втулке не более 0,0025 мм.

  2. Точность отверстия в кривошипной головке по 6 квалитету и выше, Ra = 0,630,10 мкм, отклонение от цилиндричности 0,0030,005 мм.

  3. Отклонение от параллельности оси отверстия поршневой втулки относительно отверстия в кривошипной головке не более 0,020,04 мм на длине 100 мм.

  4. Отклонение от перпендикулярности торцов кривошипной головки относительно оси отверстия не более 0,10,05 мм на длине 100 мм.

  5. Отклонение межосевого расстояния отверстий в поршневой и кривошипной головках в пределах 0,030,01 мм.

  6. Отверстия под шатунные болты изготавливают по 6 – 8 квалитетам.

И другие технические требования.

В поршневую головку обычно запрессовывается бронзовая или биметаллическая втулка. Заготовки шатунов изготавливают из конструкционных легированных сталей. В ряде случаев применяют высокопрочные чугуны.

Заготовки в крупносерийном и массовом производстве получают молотах и прессах, а также поперечно-винтовой прокаткой. В ряде случаев заготовки шатунов подвергают калибровке и чеканке, что обеспечивает повышение их точности и снижению последующего объема механической обработки.