logo
География Оренбургской Области 8-9 класс

§ 17. Народы Оренбуржья

Каков национальный состав населения Оренбургской области?

Одной из самых ярких черт населения области является многонациональность. На территории области проживают представители более чем 80 этносов (народов), относящихся преимущественно к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям. Самая многочисленная — славянская группа индоевропейской языковой семьи — русские (72% населения), украинцы, белорусы. Доля русских почти повсеместно превышает 50%, и только в Абдулинском, Асекеевском, Домбаровском и Ясненском районах она ниже 40% .

Историческое ядро русского населения составляло казачество, расселившееся издавна в Илекском, Оренбургском, Сакмарском Соль-Илецком и некоторых других районах области. Казачье войско состояло не только из русских, но именно они составляли его основу.

Из других народов индоевропейской языковой семьи на территории области проживают немцы — представители германской группы. Значительная часть представителей этого народа в 90-е годы эмигрировала. Выезжают на историческую родину и евреи.

По переписи 1989 г. 15,8% населения относилось к тюркской группе алтайской языковой семьи. Самые многочисленные из них — татары — это второй по численности народ Оренбуржья, составляющий 7% населения. Они проживают во всех районах и городах области, но особенно много их на северо-западе области, в близких к Татарстану районах, а также вдоль среднего течения р. Урал. В Абдулинском и Асекеевском районах татары являются самым многочисленным народом (соответственно 29 и 45%). Довольно высока их доля в Матвеевском (29%), Сакмарском (19%), Пономаревском, Шарлыкском, Саракташском районах (по 16—17%).

Доля третьего по численности народа — казахов — около 5% . Основная их часть проживает в районах, граничащих с Казахстаном, а в Ясненском и Домбаровском районах казахи являются самым многочисленным народом.

Башкиры живут в основном в районах, прилегающих к границе с Башкортостаном, а чуваши — на северо-западе области.

Уральская семья представлена мордовским, а также немногочисленным удмуртским и марийским населением. Мордва проживает в Оренбуржье повсеместно, но большая часть их сосредоточена на северо-западе, в Абдулинском, Бугурусланском и Северном районах, где их доля в населении высока и составляет соответственно 24, 38 и 35% населения.

Остальные народы малочисленны и в общей сложности составляют лишь 1,1% населения.

Какие процессы влияют на национальный состав населения?

Современный состав населения формировался в течение длительного периода времени под воздействием как природных, так и социально-политических факторов.

Изменение этнического состава населения связано не только с миграциями, но и с различиями в уровне рождаемости разных этносов.

Повышенная рождаемость и малая миграционная подвижность тюркских народов по сравнению со славянскими и другими народами индоевропейской языковой семьи приводили к постепенному росту доли тюркоязычного населения. Однако в 90-е годы волна возвратных миграций из республик бывшего СССР привела к росту доли русского населения.

Разумеется, в таких многонациональных регионах, как Оренбургская область («этнических котлах»), на национальный состав населения оказывают влияние и этнические процессы, которые приводят к изменению национальной принадлежности людей. Чаще всего это происходит в результате ассимиляции — растворения небольшого народа или его части в более крупном, среди которого он проживает. Процессы ассимиляции могут ускоряться, если этому способствует политика властей. В Оренбургской области, так же как и во всей России, политика русификации проводилась при царской власти, ее элементы имели место и в советский период. Например, были закрыты национальные школы и прекращена подготовка кадров для преподавания национальных языков.

Показателем ассимиляции является изменение языковой принадлежности. 14% нерусского населения Оренбургской области считают родным русский язык. Особенно высока их доля среди украинцев, мордвы, чувашей, евреев, немцев. Мусульманские народы более устойчивы к ассимиляции.

Рис. 86. Изучение национальных языков

Значительная часть населения области двуязычна. Русский является языком межнационального общения. В настоящее время повысился интерес народов к родному языку, который, как правило, используется только в быту. Особенно плохо знает родной язык молодежь.

Способствуют этническим процессам межнациональные браки. Каждый четвертый брак в Оренбургской области межнациональный, особенно их много в населенных пунктах со смешанным населением. Дети в смешанных семьях чаще двуязычные.

В последние годы у народов, населяющих область, растет национальное самосознание. Это отражается в открытии общественно-национальных центров, выпуске газет и теле- и радиопередач на национальных языках, дней национальных культур, открытии школ с изучением родного языка — татарского, башкирского, казахского, мордовского, чувашского, немецкого, украинского, а также в изучении национального языка в дошкольных учреждениях.

Рис. 87. Немецкий дом с палисадником

Чем различаются и как влияют друг на друга культуры разных народов?

Отличия этносов заключаются не только в их названиях (этнонимах) и языках, но и в самосознании, стереотипах поведения, образе жизни, особенностях жилища, интерьера, одежды, пищи, обычаях и обрядах. Эти различия особенно заметны в местах компактного проживания того или иного этноса.

Это интересно

Немцы-меннониты, в течение 100 лет проживавшие на территории Оренбургской области и почти полностью эмигрировавшие в Германию в 90-е годы, селились компактно и обособленно в ряде населенных пунктов Красногвардейского, Переволоцкого, Александровского, Соль-Илецкого и Беляевского районов. Они сохраняли свой язык и культуру и оставили след в истории и географии Оренбуржья. Это проявляется, например, в особенностях поселений, усадеб и жилищ.

Меннониты, постоянно гонимые за веру, селились вдали от шумных городов и железных дорог. Село меннонитов строилось по определенному плану, в котором уже изначально был заложен порядок. Дома должны были стоять строго по линии, в 25 метрах от дороги. Перед домом — палисадник, засаженный деревьями (кленами, березой, елью и др.) и цветами.

Поскольку крыши делали из соломы и камыша, то чтобы избежать в случае пожара возгорания соседних домов, расстояние между ними было определено в 100 м. Уже позже участки урезали, между домами построили еще по 2—3 дома. Двор от двора отделял невысокий забор или ряд деревьев, но никаких ворот у меннонитов не было, что означало полное доверие к соседу. Для стока воды между домами копали канаву. Во дворе был ток, рига, летняя кухня, колодец. Огород размещался за домом.

Жилая часть дома соединялась с помещением для скота и все это под одной крышей. За домами ухаживали. На зиму обязательно мазали и белили. Дом и двор содержали в чистоте.

В процессе длительного совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур народов Оренбуржья. Так, русская колонизация привела к оседлости башкир, к развитию среди них и других народов хлебопашества и ремесел, к переселению из юрт в избы, к изменениям в одежде и питании. Большому влиянию русских культурных традиций подверглись чуваши, удмурты, мордва и др. По данным социологических опросов, 28,6% татар празднуют рождество и пасху, 5,5 % крестят своих детей. Русские приобрели здесь некоторые черты культуры других народов. Например, знаменитый татарский чак-чак — одно из любимых блюд всех оренбуржцев. Существуют примеры языковых заимствований.

Украинцы способствовали распространению свиноводства, птицеводства, огородничества. Особенно среди казахского населения, проживающего в тех же районах, что и украинцы. Немцы повлияли на культуру живущего рядом башкирского, татарского и казахского населения.

Взаимовлияние проявляется и в сфере профессионального искусства, литературы, традициях, этикете.

Какие черты объединяют оренбуржцев?

Несмотря на различия, есть нечто, позволяющее объединить этот конгломерат народов единым термином — оренбуржцы.

Оренбуржцы большие патриоты своей области. Выросшие в степи, они любят свою землю и скучают вдали от этих скромных и даже унылых для постороннего наблюдателя пейзажей. Оренбуржцы дружелюбны и терпимы, они уважают как свою, так и иную культуру.

В ходе заселения территории много усилий требовало освоение края. Континентальный климат со снежными заносами, длинной, холодной зимой и жарким засушливым летом требовал больших усилий и затрат труда для освоения этих территорий. Требовались усилия для распашки целины.

Трудолюбие и любовь к земле — одно из главных качеств оренбуржцев. Большинство горожан и в настоящее время имеют дачные участки, которые здесь называют садами-огородами, не столько для отдыха, сколько для обеспечения овощами и фруктами. Это большое подспорье для жителей всех национальностей.

Какие религии исповедуют жители области?

Вспомните: каков религиозный состав населения России?

Конфессиональная принадлежность населения Оренбургской области в значительной степени обусловлена ее географическим положением и отражает ее многонациональность, а также процесс заселения региона.

Рис. 88. География основных религий

Оренбуржцы не слишком религиозны, как и большинство населения России. Однако религиозно-культурные традиции влияют на особенности культуры, поведения, образ жизни.

Население области поликонфессионально, но преобладающими по числу верующих религиями являются православие и ислам суннитского толка. Кроме того, небольшая часть населения исповедует католицизм. Имеются лютеране, иудаисты и представители других религиозных конфессий.

Сектантство возникло в Оренбургской области еще в дореволюционное время. Большинство сект подвергались гонениям со стороны царских властей и православной церкви. Степные просторы Оренбуржья оказались привлекательными для построения жизни с минимальным контролем властей. В настоящее время функционируют секты христиан-баптистов, меннонитов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников, иеговистов, мормонов, молокан и др.

Большинство сект функционируют в городах, главным образом в Оренбурге и Орске, но есть и сельские общины баптистов, старообрядцев, меннонитов.

В настоящее время на территории области зарегистрированы 325 религиозных объединений. Разумеется, религиозный состав не идентичен этническому, тем не менее традиционно православными являются представители славянских и финноугорских народов, среди верующих тюркского населения преобладают мусульмане.

Православие и ислам представлены во всех районах области, но все же центр и запад — это зона традиционного преобладания православия, к востоку и югу от Оренбурга, а также на северо-западе области увеличивается число мусульман. Мусульмане преобладают среди верующих в Беляевском, Асекеевском, Акбулакском районах.

Рис. 89. Женский монастырь в Бузулуке

Рис. 90. Мечеть в Северном районе

У представителей разных народов растет интерес к соблюдению религиозных обрядов. Так, свыше 65% русских крестят своих детей, свыше 96% празднуют Рождество. 77% татар празднуют Курбан-байрам.

В последнее время изменилось отношение к верующим. Им переданы культовые здания, открываются церкви, строятся новые храмы, мечети, молитвенные дома и реставрируются старые.

Проверьте свои знания

1. Представители каких народов проживают в Вашем населенном пункте?

2. Среди Ваших знакомых наверняка есть дети из смешанных в этническом отношении семей. Поинтересуйтесь у них, к какой национальности они себя относят.

3. Приведите примеры, характеризующие особенности культуры Вашего народа.

4. Как повлиял национальный состав населения на облик Вашего населенного пункта, занятия населения, образ жизни, традиции, праздники?

3. Какими общими чертами Вы могли бы охарактеризовать оренбуржцев?

4. Проанализируйте диаграмму и карту народов области (с. 19 Учебных материалов).

5. Выполните задание 1 (с. 18—19 Учебных материалов).