logo
География Оренбургской Области 8-9 класс

§ 26. Транспорт

Каковы особенности транспорта Оренбургской области?

На территории области развиты железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и авиационный виды транспорта. Водный транспорт отсутствует, хотя когда-то Урал был судоходным. Как Вы помните, продукцией транспорта являются перевозки грузов и пассажиров, а его работа (грузооборот и пассажирооборот) измеряется в тоннокилометрах или пассажирокилометрах.

В грузообороте наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт: его доля составляет более 90%. На втором месте находится трубопроводный транспорт (6%). Доля автомобильного транспорта составляет в грузообороте 2,4%. Роль авиационного транспорта невелика и продолжает снижаться из-за дороговизны перевозок — всего 0,01% грузооборота (рис. 154).

В перевозках пассажиров наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Он занимает ведущее место как во внутригородском и пригородном сообщении, так и междугородном. И даже в международных перевозках в 1999 г. число пассажиров, путешествующих на автобусах, превысило число авиапассажиров.

Рис. 154. Структура пассажиро- и грузооборота области в 2000 г.,%

Железнодорожный транспорт имеет наибольшее значение при перевозках грузов на дальние расстояния и особенно за пределы области. Длина железных дорог составляет 1774 км, из них 615 км (34,7%) электрифицированы (участки дорог Оренбург—Орск—Карталы и Кинель—Бугуруслан—Абдулино—Уфа). Как видно из табл. 22 (с. 30 Учебных материалов) плотность железнодорожных путей в 2,8 раза выше, чем в среднем по России.

По территории Оренбургской области проходят транзитные железнодорожные магистрали, связывающие западные и восточные районы России, а также Россию с республиками Центральной Азии и Казахстаном. По этим железным дорогам осуществляется связь Оренбургской области с Центром, Поволжьем, Уралом, Сибирью, Казахстаном и Средней Азией.

Железные дороги областного значения строились по мере промышленного освоения территории. Центры добычи сырья с промышленными предприятиями соединяют железные дороги Орск—Светлый, Круторожино— Гай, Новоорск—Энергетик, Разведка—Горный Лен. Для транспортировки сельскохозяйственного сырья была построена узкоколейная дорога Шильда — Адамовка—Озерный. В восьми районах области (Александровском, Беляевском, Грачевском, Илекском, Красногвардейском, Пономаревском, Ташлинском и Шарлыкском) железные дороги отсутствуют.

За 90-е годы объем перевозимых по железной дороге грузов снизился более чем наполовину из-за снижения промышленного и сельскохозяйственного производства. Сократился и пассажирооборот, что связано с разрывом культурных и экономических связей с бывшими республиками СССР, а также со снижением уровня жизни населения.

К проблемам областного железнодорожного транспорта относятся изношенность железнодорожных путей и подвижного состава, недостаточная электрификация, необходимость реконструкции железнодорожных станций.

Автомобильный транспорт играет наибольшую роль во внутриобластных перевозках (85% грузоперевозок). Еще большее значение он имеет в пассажирских перевозках.

Средняя дальность грузоперевозок составляет 28 км (по России — 22 км). Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 13,7 тыс. км, а их плотность (табл. 22, с. 32 Учебных материалов) в 3,6 раза выше среднероссийского уровня и на 30% выше среднеуральского.

Рис. 155. Новое здание железнодорожного вокзала в Оренбурге

Рис. 156. Железнодорожный и автовокзал в Бузулуке

Основу автодорожной сети образуют дороги федерального и республиканского значения широтного и меридионального направлений: Самара—Оренбург, Оренбург—Илек—Уральск, Оренбург—Уфа, Оренбург—Казань, Оренбург—Орск, Самара—Бугуруслан, Бугульма—Бугуруслан—Бузулук—Уральск, к которым примыкает разветвленная сеть автодорог областного и местного значения.

Рис. 157. Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями в Оренбургской области и отдельных странах мира

Рис. 158. Уровень автомобилизации населения районов и городов области

Перевозки автомобильным транспортом дороже, чем железнодорожным, но его высокая маневренность делает незаменимым этот вид транспорта в перевозках на небольшие расстояния. Для повышения его эффективности необходимо улучшать качество автомобильных дорог. Необходимо решать и экологические проблемы, связанные с выбросами вредных веществ в атмосферу. Около 80% вредных выбросов в атмосферу области связано с автомобильным транспортом. Поэтому важным направлением должно стать использование экологически безопасных видов топлива.

Растет число автомобилей в личном пользовании граждан (рис. 157, 158).

Авиационный транспорт имеет меньшее значение, чем железнодорожный и автомобильный. Его роль за 90-е годы снизилась на 15% в грузообороте и на 48% в пассажирообороте. Из более чем

20 аэропортов в настоящее время функционируют лишь Оренбургский и Орский, остальные закрыты из-за нерентабельности. Оренбургский аэропорт имеет статус международного и осуществляет чартерные (нерегулярные) рейсы в ряд стран мира. Связан он и со многими городами СНГ. Орский аэропорт осуществляет воздушные рейсы в Москву, Екатеринбург, Тюмень и Оренбург.

Трубопроводный транспорт представлен нефте-, газо- и продуктопроводами общей протяженностью свыше 6600 км.

Нефтепроводы проведены из Атырау (Казахстан) и Ишимбая (Башкортостан) к Орску, на нефтеперерабатывающий завод. На западе области по нефтепроводам оренбургская нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы Самары, Новокуйбышевска, Сызрани и в нефтепровод «Дружба» (рис. 98).

Газопроводный транспорт стал развиваться с освоением Оренбургского газоконденсатного месторождения. Длина газопроводов составляет 2700 км и растет по мере газификации населенных пунктов области.

Рис. 159. Оренбургский аэропорт «Центральный»

Рис. 160. Строительство трубопровода

Протяженность сети продуктопроводов, по которым транспортируется продукция газового комплекса (конденсат, этан и др.), равна 2000 км.

Трубопроводный транспорт сильно изношен и требует постоянного контроля и ремонтных работ.

Сухой очищенный газ подается через систему магистральных газопроводов «Союз», Оренбург—Новопсков, Оренбург—Самара,

Оренбург—Заинек потребителям центральной части страны, Башкортостана, Татарстана и в европейские государства. Газовый конденсат по системе конденсатопроводов Оренбург — Салават—Уфа транспортируется на Салаватский нефтехимический комплекс и Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ) по продуктопроводам Оренбург—Салават и Оренбург—Шкапово— Туймазы подается на Салаватский нефтехимический комплекс, а также Шкаповский и Туймазинский заводы. Жидкий этан по этанопроводу Оренбург—Казань транспортируется на АО «Казаньнефтеоргсинтез» (рис. 98).

Связь, или информационная инфраструктура

Как известно, главная функция связи — передача информации. Без информации невозможна жизнь современного общества. Особенно это актуально для рыночной экономики. Информация влияет на процессы управления. Она помогает из нескольких возможных вариантов принятия решений выбрать оптимальный.

Оренбургская область, так же как и вся Россия, отстает по уровню развития современных средств связи от многих стран мира. Однако в области уровень телефонизации выше среднероссийских показателей. В городах телефонами обеспечено 53% семей, в сельской местности — 26%. Среднероссийские показатели соответственно 30 и 10% . В то же время низка телефонизация городов Сорочинска и Абдулино, а также некоторых сельских районов области.

В Оренбургской области стала доступной мобильная и сотовая телефонная связь. Появились пользователи сети Интернет, которая становится доступной не только для научных организаций и богатых предприятий, но и для населения. Это расширяет информационные возможности человека и фактически полностью меняет образ жизни. Уже сегодня некоторые оренбургские вузы, а также городские и сельские школы получили возможность выхода в Интернет благодаря специальным инвестиционным программам.

Рис. 161. Антенна спутниковой связи в г. Оренбурге

В Оренбургской области обеспеченность телевещанием лучше, чем телефонной связью. Тем не менее до настоящего времени 2,8% населения не имеют возможности принимать телевизионные программы. Среди них часть жителей Абдулинского, Адамовского, Акбулакского, Александровского, Беляевского, Красногвардейского, Новосергиевского и других районов. Лучше обстоит дело с радиовещанием. Во всяком случае программу «Маяк» имеют возможность принимать все оренбуржцы.

С помощью средств телекоммуникаций сегодня можно участвовать в российских и международных конкурсах. Можно учиться дистанционно в университетах. Можно даже зарабатывать деньги, не выходя из дома, заглянуть в некоторые уголки земного шара и увидеть, что же там происходит прямо сейчас, при помощи видеокамер, которые установлены там и передают информацию в Интернет. Можно вести переписку со многими людьми в разных странах и районах и даже написать письмо президенту, узнать расписание самолетов и поездов, погоду в любом регионе и многие другие полезные и необходимые вещи.

Проверьте свои знания

1. В каких единицах измеряется работа транспорта?

2. Что является продукцией транспорта?

3. Какими видами транспорта пользуетесь Вы, Ваша семья и Ваши знакомые?

4. Чем удобнее добраться до ближайшего населенного пункта, областного центра, Москвы?

5. Где Вам удобнее продолжить образование после окончания школы, работать с точки зрения транспортной доступности?

6. Выполните задания 1 (с. 30 Учебных материалов).

7. Рассмотрите рис. 29 (с. 31 Учебных материалов). Найдите железные дороги: (Москва)—Кинель—Оренбург—(Ташкент), Оренбург—Орск — (Карталы—Челябинская область), Кинель—Бугуруслан—Абдулино— (Уфа), Илецк—Уральск—(Саратов), Орск—(Кандагач—Казахстан), Оренбург—(Мурапталово—Башкортостан), Погромное—(Пугачевск—Саратовская область). Какие отличительные особенности рисунка транспортной сети (широтная, меридиональная, радиально-кольцевая) можно выделить?