logo
Основы организации производства гл 5-7

7.2.3. Структура гибкой производственной системы

В современных условиях комплексной автоматизации и роботизации производства в организациях машиностроения гибкие производственные системы используются главным образом в мелко­ и среднесерийном производстве, где они обеспечивают автоматизированную обработку деталей, сборку изделий и их испытание. За ними будущее, так как они определяют, как уже упоминалось, стратегию развития машиностроения в XXI в.

Развитие ГПС, их постепенная интеграция приводит к созданию полностью автоматизированных предприятий машиностроения. Такие предприятия в XXI столетии характеризуются полностью интегрированным производством, включающим в единую систему все необходимые функциональные подсистемы, обеспечивающие процесс производства изделия от выдачи задания на его разработку до реализации в виде готовой продукции.

К составным частям интегрированного гибкого производства относятся:

• Автоматизированная система научных исследований (АСНИ), которая предназначена для автоматизации поиска и анализа результатов ранее выполненных исследований, публикаций, проведения научных экспериментов, осуществления моделирования научных объектов, явлений, процессов, изучение которых традиционными средствами затруднено или невозможно.

• Система автоматизированного проектирования (САПР) — применяется при разработке эскизного, технического и рабочего проектов создания изделий. При этом автоматизируется процесс конструкторской подготовки производства от получения задания на разработку до завершения этой стадии процесса создания изделия.

• Автоматизированная система технологической подготовки производства (АСТПП) — продолжает автоматизацию процесса создания изделия, обеспечивая производство всеми необходимыми данными, технологической документацией, инструкциями, управляющими программами.

• Автоматизированная складская система (АСС) — предназначена для приема с внутрицехового транспорта сырья, материалов, заготовок, инструмента, пустой тары и их временного складирования.

• Автоматизированная транспортно-накопительная система (АТНС) — является основной подсистемой ГПС и в значительной степени определяет функционирование последней. Организационно и функционально она объединяет в единый производственный комплекс все технологическое и вспомогательное оборудование, реализует связи между станками, подающими устройствами, контрольно-измерительным оборудованием и складом.

• Автоматизированная система инструментального обеспечения (АСИО) - осуществляет сборку, установку в обрабатывающий центр инструментального механизма, использование инструментов для обработки деталей в соответствии с технологическим процессом.

• Автоматизированная система контроля (АСК) — обеспечивает автоматизированный контроль качества изготовления изделия в процессе его обработки.

• Автоматизированная система удаления стружки (АСУС) — осуществляет сбор и удаление стружки в процессе обработки деталей.

• Автоматизированная система испытаний (АСИ) — контролирует в процессе испытаний нового изделия соответствие запроектированных параметров функционирования изделия фактически достигнутым.

• Автоматизированная система управления (АСУ) — в автоматизированном режиме управляет процессами, протекающими в ГПС.

Взаимосвязь основных составных частей ГПС, обеспечивающих при автоматизированном управлении создание нового изделия, представлена на рис. 1.14.

АСНИ-САПР-АСТПП- -АСИ - изделие

Рис. 1.14. Принципиальная схема взаимосвязей основных составных частей ГПС