logo
подшиники

Условные обозначения марок пластических смазок

Код обозначения марки пластической смазки

Марка смазочного материала

Код обозначения марки пластической смазки

Марка смазочного материала

-

ЦИАТИМ-201

С18

ВНИИНП-233

С1

ОКБ-122-7

С20

ВНИИНП-274

С2

ЦИАТИМ-221

С21

ЭРА

С3

ВНИИНП-210

С22

СВЭМ

С4

ЦИАТИМ-221С

С23

ШРУС-4

С5

ЦИАТИМ-202

С24

СЭДА

С6

ПФМС-4С

С25

ИНДА

С7

ВНИИНП-221

С26

ЛДС-3

С8

ВНИИНП-235

С27

ФАНОЛ

С9

ЛЗ-31

С28

CHEVRON SRI-2

С10

№ 158

С29

РОБОТЕМП

С11

СИОЛ

С30

ЮНОЛА

С12

ВНИИНП-260

С31

ЛИТИН-2

С13

ВНИИНП-281

С32

№ 158М

С14

ФИОЛ-2У

С33

ФИОЛ-2МР

С15

ВНИИНП-207

С34

ШРУС-4М

С16

ВНИИНП-246

С35

BERUTOX FE 18 EP

С17

ЛИТОЛ-24

С36

ВН-14

Наиболее распространены (для закрытых подшипников общепромышленного назначения) отечественные смазки следующих марок: ЛЗ-31 («С9») и ЛИТОЛ-24 («С17»). Смазка «С9» преимущественно применяется в подшипниках для электротехники (иное указание, содержащееся в некоторых справочниках, является неточным), а смазка «С17» – преимущественно в подшипниках для автомобилей, сельхозтехники и как общепромышленная. По мнению автора, весьма актуальна задача разработки одной высоко универсальной смазки, сочетающей достоинства двух указанных марок смазок.

Некоторые подшипниковые заводы используют импортные смазки, в том числе и для части номенклатуры закрытых подшипников, поставляемых на внутренний рынок. Наиболее распространены следующие марки импортных пластических смазок: CHEVRON SRI-2 (код фирмы – «L19»; российский код – «С28») и SHELL ALVANIA G2 (код фирмы – «W24»; российского кода нет).

В зарубежных условных обозначениях подшипников марка пластической смазки обычно не указывается (код ее приводится в сопроводительной документации). При этом инофирмы, если не заказано иначе, выпускают закрытые подшипники с одной из универсальных пластических смазок, гарантирующих успешное их использование при нормальных условиях эксплуатации. Если по заказу потребителя применяется какая-то определенная смазка, то и в этом случае код ее марки указывается не в обозначении подшипника, а в сопроводительной документации.

Действующий в России ГОСТ 3189-89 обязывает указывать марку использованной пластической смазки именно в обозначении подшипников. Автор считает такое требование ГОСТ 3189-89 недостатком российской системы условных обозначений подшипников, так как буквальное выполнение требования об обязательном указании всех используемых марок пластических смазок привело бы к сильному «разбуханию» номенклатуры практически каждого подшипникового завода. В настоящее время подшипниковые заводы, формируя прайс-листы, каталоги продукции и т.д., выходят из этого положения каждый по-своему – обычно отступая от требований указанного ГОСТ 3189-89. Примеры таких отступлений: обозначение «С» или «С*» – в смысле любая смазка по заказу потребителя, либо вообще отказ от указания кода пластической смазки в ДУОП. Каждое из указанных отступлений имеет свои минусы. Например, отсутствие указания кода пластической смазки можно неверно интерпретировать как использование смазки марки ЦИАТИМ-201, которая не должна обозначаться. По нашему мнению, следует внести изменение в ГОСТ 3189-89 и отказаться от обязательного указания марки пластической смазки в обозначении общепромышленных подшипников, сохранив это указание в сопроводительной документации. Разумеется, ЗАО «6ГПЗ» по заказу потребителя может использовать практически любую относительно доступную пластическую смазку, например – имеющую код «С2» (ЦИАТИМ-221). Однако и потребителям (заказчикам) следует иметь в виду, что заказ на использование особых смазок должен быть серьезным, а не на 5 штук мелких подшипников.  Иногда поднимается вопрос о небольшом увеличении цены подшипника, если заказываемая смазка дорогостоящая или труднодоступная.

2.4.10. В разряде 9 ДУОП кодируется уровень вибрации подшипников. Основной условный знак уровня вибрации – буква «Ш», которая может быть без последующей цифры, а может быть с последующей цифрой («Ш1», «Ш2», «Ш3» …). Чем больше цифра после буквы «Ш», тем жестче требования к максимально допустимому уровню вибрации данного подшипника и тем лучше (качественнее) подшипник по данному показателю. Сами нормативы предельно допустимых уровней вибрации подшипников, в дБ, изложены в нескольких стандартах. Основными можно считать следующие следующий стандарт: РД ВНИПП.038-04 (разряды «Ш–Ш8» по виброскорости в трех полосах частот), а также старые, но действующие ТУ 4477-Э-82; в последнем стандарте для подшипников, использующихся в изделиях бытовой техники, введены нормативы общего уровня виброускорения «Ш2У». Кроме того, существуют нормативы уровней вибрации для подшипников специального назначения – например, «Ш3У». В редких случаях условным знаком (кодом) уровня вибрации могут служить и другие буквы и сочетания букв и цифр, например: «ШО», «В1», «В2», «В3», «В4» («ШВ4»). Ранее действовали ТУ ВНИПП.153-99 (разряды «Ш», «Ш1» и «Ш2» как по виброскорости, так и по виброускорению), ТУ ВНИПП.152-99 (разряды «Ш3», «Ш4» и «Ш5» как по виброскорости, так и по виброускорению).

В последнее время нормированию уровней вибрации и изучению спектров вибрации подшипников придается все большее значение. Основная область широкого применения общепромышленных подшипников с ограничениями по уровню вибрации – электротехника. Ведущие инофирмы, как правило, не указывают уровень вибрации в обозначении своей стандартной массовой продукции. Поэтому при переводе зарубежных обозначений в российские формально легко ошибочно не указать для их подшипников ограничения по уровню вибрации. В действительности рядовая массовая продукция компаний «SKF» (Швеция), «FAG» (Германия), «Koyo» (Япония), «NSK» (Япония), «Timken» (США) и некоторых других примерно соответствует разрядам «Ш6-Ш8» по (РД ВНИПП 038-04) для российских подшипников. Необходимо признать, что большое разнообразие различных нормативов, стандартов, параметров, способов обозначения и методик контроля уровней вибрации подшипников является недостатком и требует скорейшей унификации. Следует иметь в виду, что акустический шум, возникающий при вращении подшипника, и уровень вибрации подшипника хотя и взаимосвязаны, но не идентичны. Возможны подшипники, имеющие приемлемый уровень вибрации, но издающие резкий акустический шум при вращении. Поэтому использование термина «малошумные подшипники» в смысле «подшипники с низким уровнем вибрации» следует признать неточным. Уровень акустического шума может быть измерен в шумовой камере по специальным методикам, но в ПУО подшипника он не обозначается. Помимо акустического шума, в некоторых случаях используется контроль неравномерности вибрации подшипников путем прослушивания так называемого вибрационного шума.

2.4.11. Наконец, в последнем 10-ом разряде ДУОП кодируются особые отличия подшипника. Буквой «П» обозначается так называемый «пилотный» подшипник. Этот подшипник изготавливается по особому приказу с тщательным отслеживанием и документированием всего процесса изготовления изделия в целом и каждой его детали в отдельности. Предъявление ряда особых дополнительных требований является само собой разумеющимся. Такие подшипники используются в самых ответственных узлах самых ответственных аппаратов и конструкций. Стоимость их в десятки раз выше, чем у обычных подшипников такого же класса точности. В этом же разряде ДУОП буквосочетание «РМ» обозначает ремонтно-восстановленный подшипник. Буква «Д» (обычно с последующим двузначным цифровым индексом) обозначает, что подшипник имеет посадочные размеры (в том числе – внутренний диаметр), выраженные в «дюймовых единицах». Одна «дюймовая единица» = 1/16 дюйма = 1,5875 мм. В табл. 11 приводится расшифровка цифровых индексов и перевод размеров, выраженных в «дюймовых единицах», в метрические размеры. Следует иметь в виду, что в рассматриваемой системе ДУОП обозначается только «дюймовый» размер внутреннего диаметра; остальные размеры таких подшипников следует уточнять в специальной литературе.