Содержание
[показать]
Основные типы подшипников[править | править вики-текст]
По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:
подшипники качения;
подшипники скольжения;
К подшипникам скольжения также относят:
газостатические подшипники;
газодинамические подшипники;
гидростатические подшипники;
гидродинамические подшипники;
магнитные подшипники.
Основные типы, которые применяются в машиностроении, — это подшипники качения и подшипники скольжения.
Подшипники качения[править | править вики-текст]
Устройство однорядного радиального шарикоподшипника: 1) внешнее кольцо; 2) шарик (тело качения); 3) сепаратор; 4) дорожка качения; 5) внутреннее кольцо.
Подшипники качения различных размеров и конструкций
Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.
В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жёсткости применяют так называемые совмещённые опоры: дорожки качения при этом выполняют непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали.
Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.
В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение, и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.
Классификация[править | править вики-текст]
Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:
По виду тел качения
Шариковые,
Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные);
По типу воспринимаемой нагрузки
Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).
Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперек оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.
Упорные (нагрузка поперек оси вала не допускается).
Линейные. Обеспечивают подвижность вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или невозможно. Встречаются рельсовые, телескопические или вальные линейные подшипники.
Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.
По числу рядов тел качения
Однорядные,
Двухрядные,
Многорядные;
По способности компенсировать несоосность вала и втулки
Самоустанавливающиеся.
Несамоустанавливающиеся.
Радиальный роликовый подшипник
Упорный шариковый подшипник
Упорный роликовый подшипник
Радиально-упорный шариковый подшипник
Радиально-упорный шариковый подшипник с четырёхточечным контактом
Радиально-упорный роликовый подшипник (конический)
Самоустанавливающийся двухрядный радиальный шариковый подшипник
Самоустанавливающийся радиальный роликовый подшипник
Самоустанавливающийся радиально-упорный роликовый подшипник
Самоустанавливающийся двухрядный радиальный роликовый подшипник с бочкообразными роликами (сферический)
Самоустанавливающийся подшипник
Сепаратор с роликами игольчатого подшипника
Линейный рельсовый подшипник
Линейный телескопический подшипник
Шариковая винтовая передача
Подшипник на Викискладе? |
Механика[править | править вики-текст]
Подшипник представляет собой по существу планетарный механизм, в котором водилом является сепаратор, функции центральных колес выполняют внутреннее и наружное кольца, а тела качения заменяют сателлиты.
Частота вращения сепаратора или частота вращения шариков вокруг оси подшипника nc=n12(1−Dωdm)
где n1 — частота вращения внутреннего кольца радиального шарикоподшипника, Dω — диаметр шарика, dm = 0,5(D+d) — диаметр окружности осей шариков.
Частота вращения шарика относительно сепаратора nsp=n12(dmDω−Dωdm)
Частота вращения сепаратора при вращении наружного кольца nc∗=n32(1+Dωdm)
где n3 — частота вращения внешнего кольца радиального шарикоподшипника.
Для радиально-упорного подшипника nc=n12(1−Dωcosαdm)
nsp=n12(dmDω−Dωcos2αdm)
Из приведенных выше соотношений следует, что при вращении внутреннего кольца сепаратор вращается в ту же сторону. Частота вращения сепаратора зависит от диаметра Dω шариков при неизменном dm: она возрастает при уменьшении Dω и уменьшается при увеличении Dω.
В связи с этим разноразмерность шариков в комплекте подшипника является причиной повышенного износа и выхода из строя сепаратора и подшипника в целом.
При вращении тел качения вокруг оси подшипника на каждое из них действует нагружающая дополнительно дорожку качения наружного кольцацентробежная сила
Fc=0,5mdmω2c,
где m — масса тела качения, ωс — угловая скорость сепаратора.
Центробежные силы вызывают перегрузку подшипника при работе на повышенной частоте вращения, повышенное тепловыделение (перегрев подшипника) и ускоренное изнашивание сепаратора. Всё это сокращает срок службы подшипника.
В упорном подшипнике, кроме центробежных сил, на шарики действует обусловленный изменением направления оси вращения шариков в пространстве гироскопический момент
Mr=Jωcωsp
Гироскопический момент будет действовать на шарики и во вращающемся радиально-упорном шарикоподшипнике при действии осевой нагрузки
Mr=Jωcωspsinα
где J=ρ⋅π⋅D5ω/60 — полярный момент инерции массы шарика; ρ — плотность материала шарика; ωsp и ωс — соответственно, угловая скорость шарика при вращении вокруг своей оси и вокруг оси вала (угловая скорость сепаратора).
Под действием гироскопического момента каждый шарик получает дополнительное вращение вокруг оси, перпендикулярной плоскости, образованной векторами угловых скоростей шарика и сепаратора. Такое вращение сопровождается изнашиванием поверхностей качения, и для предотвращения вращения подшипник следует нагружать такой осевой силой, чтобы соблюдать условие Tf=Mr, где Tf - момент сил трения от осевой нагрузки на площадках контакта шариков с кольцами.
Условное обозначение подшипников качения в России[править | править вики-текст]
Основная статья: Маркировка подшипников качения
Советская и российская маркировка подшипников состоит из условного обозначения и стандартизована в соответствии ГОСТ 3189-89 и условного обозначения завода-изготовителя.
Основное условное обозначение подшипника состоит из семи цифр основного условного обозначения (при нулевых значениях этих признаков оно может сокращаться до 2 знаков) и дополнительного обозначения, которое располагается слева и справа от основного. При этом дополнительное обозначение, расположенное слева от основного, всегда отделено знаком тире (—), а дополнительное обозначение, расположенное справа, всегда начинается с какой-либо буквы. Чтение знаков основного и дополнительного обозначения производится справа налево.
Подшипники скольжения[править | править вики-текст]
Коренной подшипник скольжения, коленвала двигателя с заливкой баббитом.
Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора подшипника, работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки.
При расчёте определяются: минимальная толщина смазочного слоя (измеряемая в мкм), давления в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.
Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды.
Смазка может быть:
жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для неметаллических подшипников),
пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.),
твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.) и
газообразной (различные инертные газы, азот и др.).
Наилучшие эксплуатационные свойства демонстрируют пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.
Антифрикционные материалы подшипников изготавливают из твёрдых сплавов (карбид вольфрама или карбид хрома методом порошковой металлургии либо высокоскоростным газопламенным напылением), баббитов и бронз, полимерных материалов, керамики, твёрдых пород дерева (железное дерево).
Классификация[править | править вики-текст]
В основу классификации положен анализ режимов работы подшипников по диаграмме Герси-Штрибека.
Подшипники скольжения разделяют:
в зависимости от формы подшипникового отверстия:
одно- или многоповерхностные,
со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения),
со смещением или без смещения центра (для конечной установки валов после монтажа);
по направлению восприятия нагрузки:
радиальные
осевые (упорные, подпятники),
радиально-упорные;
по конструкции:
неразъемные (втулочные; в основном, для I-1),
разъемные (состоящие из корпуса и крышки; в основном, для всех, кроме I-1),
встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины);
по количеству масляных клапанов:
с одним клапаном,
с несколькими клапанами;
по возможности регулирования:
нерегулируемые,
регулируемые.
Ниже представлена таблица групп и классов подшипников скольжения (примеры обозначения: I-1, II-5).
Группа | Класс | Способ смазки | Вид трения | Примерныйкоэффициент трения | Назначение | Область применения |
I (несовершенная смазка) | 1 | Малое количество, подача непостоянная | Граничное | 0,1…0,3 | Малые скорости скольжения и небольшие удельные давления | Опорные роликитранспортеров, ходовых колес мостовых кранов |
2 | Обычно непрерывная | Полужидкостное | 0,02…0,1 | Кратковременный режим с постоянным или переменным направлением вращения вала, малые скорости и большие удельные нагрузки |
| |
3 | Масляная ванна или кольца | 0,001…0,02 | Мало меняющиеся по величине и направлению усилия большие и средние нагрузки |
| ||
Под давлением | Переменная нагрузка |
| ||||
II | 4 | Кольца, комбинированный или под давлением | Жидкостное | 0,0005…0,005 | Малые окружные скорости валов, особо тяжелые условия работы при переменных по величине и направлению нагрузках |
|
5 | Под давлением | 0,005…0,05 | Слабонагруженные опоры с большими скоростями скольжения |
|
Достоинства[править | править вики-текст]
Надежность в высокоскоростных приводах
Способны воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки
Сравнительно малые радиальные размеры
Допускают установку разъемных подшипников на шейки коленчатых валов и не требуют демонтажа других деталей при ремонте
Простая конструкция в тихоходных машинах
Позволяют работать в воде
Допускают регулирование зазора и обеспечивают точную установку геометрической оси вала
Экономичны при больших диаметрах валов
Недостатки[править | править вики-текст]
В процессе работы требуют постоянного надзора за смазкой
Сравнительно большие осевые размеры
Большие потери на трение при пуске и несовершенной смазке
Большой расход смазочного материала
Высокие требования к температуре и чистоте смазки
Пониженный коэффициент полезного действия
Неравномерный износ подшипника и цапфы
Применение более дорогих материалов
http://nagrevatel-hi.ru/part1_3.html
http://mnogopodshipnikov.ru/dopuski-i-posadki-podshipnikov
http://studme.org/14351214/tovarovedenie/vybor_posadok_podshipnikov_kacheniya_valy_korpusa
http://xn----8sbbdpcwqom0g.xn--p1ai/obshchetekhnicheskie-svedeniya/konstruktivnye-elementy/podshipniki/neispravnosti-podshipnikovykh-uzlov-sposoby-ustraneniya.html
http://www.aswn.ru/podshipskolgen/neispravskolgen
http://xn--6-ftbm5a.xn--p1ai/sistema-uslovnykh-oboznachenij/podshipniki-kachenija/
- Содержание
- Неисправности подшипников скольжения
- Классификация подшипников скольжения
- 4. Разъемные.
- 5. Самоустанавливающиеся цельные.
- Классификация подшипников качения
- Смазка подшипников качения
- Смазка подшипников качения и скольжения Смазки → Смазка подшипников качения и скольжения
- Подшипниковые материалы скольжения
- Материалы подшипников качения
- 2. Условное обозначение подшипников качения, регламентированное гост 3189-89
- 2.1. Структура полного условного обозначения подшипников (пуо)
- Структура полного условного обозначения подшипников
- 2.2. Основное условное обозначение подшипника (оуо)
- Структура оуо подшипников с 20 £ d £ 495 мм
- Структура оуо подшипников с d ³ 496 мм
- Обозначение типов подшипников
- Соответствие кодов серий ширин (высот) подшипников кодам серий наружных диаметров
- 2.3. Дополнительное условное обозначение слева от основного (дуол)
- Структура дуол подшипников
- Гост 520-2002 8; 7; 0; n; 6х; 6; 5; 4; т; 2.
- Соотношение между старой буквенной и современной цифровой (гост 520-2002) системами обозначения классов точности подшипников
- Предусмотренные группы радиальных зазоров у различных типов подшипников
- 2.4. Дополнительное условное обозначение справа от основного (дуоп)
- Структура дуоп подшипников
- Условные знаки дуоп подшипников, кольца и тела качения которых изготовлены не из обычных подшипниковых сталей
- Условные знаки дуоп подшипников, сепараторы которых изготовлены не из обычных сталей
- Значение знака конструктивных изменений у различных типов подшипников
- Требования к температуре отпуска деталей подшипников, изготовленных из сталей марки шх-15 или аналогичных
- Условные обозначения марок пластических смазок
- Маркировка подшипников
- Маркировка подшипников — основные сведения
- Маркировка подшипников российского производства
- Маркировка подшипников импортного производства
- Маркировка на подшипниках фирмы skf (Швеция)
- Расшифровка подшипников
- Расшифровка подшипников по отечественной системе обозначений
- Расшифровка основного условного обозначения (типа подшипника)
- Расшифровка серии ширин и диаметров
- Маркировка подшипников: условные обозначения и классификация
- Подшипники качения
- Первый знак маркировки подшипника: обозначение диаметра отверстия
- Третий знак маркировки подшипника: «0» Четвертый знак маркировки подшипника: обозначение типа подшипника
- Пятый и шестой знак маркировки подшипника: обозначение конструктивной разновидности
- Дополнительные знаки условного обозначения
- Требования по уровню вибрации (шумность).
- Подшипник повышенной грузоподъёмности.
- Структура оуо шарнирных подшипников
- Дополнительные обозначения, проставляемые в дуоп шарнирных подшипников