Материалы подшипников качения
Материалы, из которых изготовлен подшипник определяют рабочие характеристики и надежность подшипников качения. Твердость материала колец подшипника необходима для обеспечения грузоподъемности подшипника, усталостной прочности в зоне контакта качения, а также стабильности размеров деталей подшипников. Для материала сепаратора также существуют требования по трению, прочности, силы инерции и т. д. Коррозия, повышенные температуры, ударные нагрузки и сочетания этих и других условий также могут оказывать влияние на общие требования к материалам колец подшипника, тел качения и сепаратора. Например, если существует риск электрического пробоя в месте установки подшипника, то возможен выбор подшипника с керамическими телами качения и стальными кольцами или полностью керамического подшипника. Также возможен (но редко встречается) вариант с покрытием стандартного подшипника специальными полимерными веществами для обеспечения коррозионной стойкости или электрической изоляции.
Самая распространенная сталь объемной закалки - это хромистая сталь, содержащая примерно 1 % углерода и 1,5 % хрома в соответствии со стандартом ISO 683-17:1999. В отечественной промышленности такая сталь обозначается ШХ15. Эта сталь является старейшей и наиболее изученной маркой из существующих из-за постоянно повышающихся требований к ресурсу подшипников. Можно считать ее наиболее сбалансированной по технологическим и потребительским характеристикам. После закалки мартенсит или бейнит, ее твердость составляет от 58 до 65 HRC (или 179 - 207 Мпа твердости по Бринеллю).
Поверхностная индукционная закалка дает возможность выборочной закалки дорожки качения, при этом остальную часть детали процесс закалки не затрагивает.
Существует также понятие цементирования стали. Это хромоникелевые и хромомарганцевые стали по стандарту ISO 683-17:1999 с содержанием углерода примерно 0,15 %
Их используют в случае посадки с большим натягом и при тяжелых ударных нагрузках.
Т.е. На практике это означает увеличение нагрузочной способности подшипника при сохранении стойкости подшипника к ударным нагрузкам. Т.к. «внутри» стали твердость не повышалась и ударная нагрузка не нарушает структуру стали, она мягко распределяется по стали. Многие производители подшипников перестали выделять подшипники из цементируемой стали в отдельный подкласс, считая их взаимозаменяемые со стандартными. Узнать подшипники из цементируемой стали можно, как правило, по префиксу — например, HC3xxxxJR у KOYO или HR3xxxxJ у NSK. Префиксы HR и HC как раз и указывают на это.
Также часто упоминаемым классом стали для подшипников является нержавеющие стали.
Наиболее распространенным типом нержавеющих сталей,используемых для изготовления колец и тел качения подшипников, являются стали с высоким содержание хромамарки X65Cr14 в соответствии со стандартом ISO 683-17:1999 и марки X105CrMo17 по стандарту EN 10088-1:1995. Отечественный аналог такой стали - 9X18
Существуют также экзотические жаропрочные, высоколегированные стали типа 80MoCrV42-16 по стандарту ISO 683-17:1999 для подшипников длительное время работающих при температурах свыше 250 градусов.
Самой же большой экзотикой была и является керамика в подшипниках, будь то тела качения или кольца подшипника. Чаще всего применяется нитрид кремния. Его структура (тонкие продолговатые частицы нитрида бета-кремния, расположенных в кристаллической фазовой матрице) обеспечивает благоприятное сочетание высокой твердости, малой плотности, малого коэффициента теплового расширения, высокого электрического сопротивления, малой диэлектрической проницаемости и нечувствительность к магнитным полям.
- Содержание
- Неисправности подшипников скольжения
- Классификация подшипников скольжения
- 4. Разъемные.
- 5. Самоустанавливающиеся цельные.
- Классификация подшипников качения
- Смазка подшипников качения
- Смазка подшипников качения и скольжения Смазки → Смазка подшипников качения и скольжения
- Подшипниковые материалы скольжения
- Материалы подшипников качения
- 2. Условное обозначение подшипников качения, регламентированное гост 3189-89
- 2.1. Структура полного условного обозначения подшипников (пуо)
- Структура полного условного обозначения подшипников
- 2.2. Основное условное обозначение подшипника (оуо)
- Структура оуо подшипников с 20 £ d £ 495 мм
- Структура оуо подшипников с d ³ 496 мм
- Обозначение типов подшипников
- Соответствие кодов серий ширин (высот) подшипников кодам серий наружных диаметров
- 2.3. Дополнительное условное обозначение слева от основного (дуол)
- Структура дуол подшипников
- Гост 520-2002 8; 7; 0; n; 6х; 6; 5; 4; т; 2.
- Соотношение между старой буквенной и современной цифровой (гост 520-2002) системами обозначения классов точности подшипников
- Предусмотренные группы радиальных зазоров у различных типов подшипников
- 2.4. Дополнительное условное обозначение справа от основного (дуоп)
- Структура дуоп подшипников
- Условные знаки дуоп подшипников, кольца и тела качения которых изготовлены не из обычных подшипниковых сталей
- Условные знаки дуоп подшипников, сепараторы которых изготовлены не из обычных сталей
- Значение знака конструктивных изменений у различных типов подшипников
- Требования к температуре отпуска деталей подшипников, изготовленных из сталей марки шх-15 или аналогичных
- Условные обозначения марок пластических смазок
- Маркировка подшипников
- Маркировка подшипников — основные сведения
- Маркировка подшипников российского производства
- Маркировка подшипников импортного производства
- Маркировка на подшипниках фирмы skf (Швеция)
- Расшифровка подшипников
- Расшифровка подшипников по отечественной системе обозначений
- Расшифровка основного условного обозначения (типа подшипника)
- Расшифровка серии ширин и диаметров
- Маркировка подшипников: условные обозначения и классификация
- Подшипники качения
- Первый знак маркировки подшипника: обозначение диаметра отверстия
- Третий знак маркировки подшипника: «0» Четвертый знак маркировки подшипника: обозначение типа подшипника
- Пятый и шестой знак маркировки подшипника: обозначение конструктивной разновидности
- Дополнительные знаки условного обозначения
- Требования по уровню вибрации (шумность).
- Подшипник повышенной грузоподъёмности.
- Структура оуо шарнирных подшипников
- Дополнительные обозначения, проставляемые в дуоп шарнирных подшипников