logo
7 класс-2010

§ 12. Обобщающее повторение

Вы совершили путешествие по воздушной оболочке Земли и сфере жизни. Эти оболочки имеют чрезвычайно важное значение, как в жизни человека, так и в составе движений, изменений и развитий литосферы и гидросферы, образуя с ними единое целое. Попытаемся обобщить наши знания. С этой целью необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания.

  1. На дне какого океана обитает человечество?

  2. Объясните, что означает выражение «тропосфера — фабрика погоды и климата»?

  3. К каким широтам относится следующее описание погоды: Солнце стоит высоко над горизонтом. С утра солнечно и жарко. Усиливается испарение влаги. Становится душно. Образуются мощные кучевые облака. Из них в полдень выпадают ливневые осадки. Затем становится ясно и тихо.

  4. Установите соответствие между метеорологическими элементами и приборами для их измерения:

1. температура воздуха а) барометр

2. атмосферные осадки б) термометр

3. атмосферное давление в) осадкомер

4. влажность воздуха г) флюгер

5. направление ветра д) гигрометр

  1. *Объясните причину малой суточной амплитуды температуры воздуха над морями и океанами по сравнению с пустынями.

  2. *Порассуждайте, при каких условиях температура воздуха с высотой возрастает.

  3. Как и почему изменяется атмосферное давление на широте 50 °с.ш. зимой?

  4. Объясните, почему при отрицательных температурах воздуха его насыщенность влагой уменьшается?

  5. Какие виды влажности различают? В чем их сходство и различие?

  6. Составьте таблицу: вид облаков, высота, внешний вид, осадки.

  7. *Какие облака преобладают в Вашей местности зимой, а какие летом?

  8. Что означают указанные количественные показатели: +14 °С; +58°С; 760 мм рт.ст.; -89,2 °С; 12000 мм в год.

  9. *Сравните климаты западных и восточных берегов Евразии, расположенных вдоль параллели 50 °с.ш.

  10. * Как Вы думаете, как бы изменился климат Европы, если бы Северо-Атлантическое течение было холодным?

  11. Оказывает ли влияние на климат вашей местности Индийский океан?

  12. Как Вы думаете, что представляла собой Земля при отсутствии «сферы жизни»?

  13. *Порассуждайте на тему «Являюсь ли я частью биосферы?». Ответ обоснуйте.

  14. Как Вы считаете, что произойдет, если исчезнут растения и животные. Раскройте взаимосвязи растений и животных.

  15. Какая взаимосвязь существует между живыми организмами и атмо-, гидро-, литосферой.

  16. Представьте себе: в биологическом круговороте нет микроорганизмов. Что произойдет при этом?

  17. Докажите, что почва — особое природное тело.

  18. Отразите особенности природных комплексов влажных тропических лесов и пустынь в таблице: название комплекса, температура воздуха, влажность, осадки, растительность, почвы, животный мир.

  19. Выявите сходство и различие между заповедниками, заказниками и национальными парками.