1.8 Эскизное проектирование редуктора
Исходные данные для проектирования:
Т= Твх = 126,4 Нм; Т2 = Тпр = 417,5 Нм; Т3 = Твых = 1102,3 Нм;
Диаметр вала электродвигателя dдв = 48мм;
Межосевое расстояние быстроходной ступени a1= 140мм;
Делительные диаметры шестерни и колеса быстроходной ступени d1 = 63,45мм и колеса d2 = 216,6мм;
Диаметры впадин зубьев шестерни df1 = 58,4 мм и колеса df2 = 211,6мм;
Диаметры вершин зубьев шестерни da1 = 67,4 мм и колеса da2 = 220,6мм;
Модуль mn = 2 мм;
Ширина шестерни b1 = 47 мм и колеса b2 = 42 мм;
Межосевое расстояние тихоходной ступени a2= 220 мм;
Делительные диаметры шестерни и колеса тихоходной ступени: d3 = 120мм, d4 = 320 мм;
Диаметры впадин зубьев шестерни df3 = 110 мм и колеса df4 = 310 мм;
Диаметры вершин зубьев шестерни da3 = 128 мм и колеса da4 = 328 мм;
Модуль m = 4 мм;
Ширина шестерни b3 = 95 мм и колеса b4 = 90 мм;
Окружная скорость передачи V = 1,8 м/с;
Передаточное число быстроходной Uцил1 = 3,42 и тихоходной Uцил2 = 2,67 ступеней.
Проектировочный расчет быстроходного вала
Предварительное значение диаметра входного конца быстроходного вала
dВ1=(формула 15.1 [2]),
где [к] = 20…25 МПа пониженное допускаемое напряжение на кручение.
dВ1=
Так как в задании предусмотрено согласование входного вала редуктора с валом электродвигателя с помощью муфты, то необходимо выбрать dВ1 в соответствии с размерами полумуфты.
Известно, что вращающий момент на быстроходном валу редуктора T1 = 126,4 Нм, диаметр вала электродвигателя dдв = 48мм.
В качестве соединительной муфты выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую ГОСТ 21424-75 (таблица 10.1 [3]).
Поскольку эта муфта допускает сочетание полумуфт разных типов и исполнений, то выбираем цилиндрическую форму входного конца быстроходного вала редуктора.
Определяем расчетный момент Tр = к T1 ,где к – коэффициент режима работы (для приводов конвейеров принимают к = 1,1…1,4).
Тр = 1,25 126,4 = 158 Нм.
Окончательно выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую 710-45-I.1-48-I.1 ГОСТ 21424-75. При этом значение расчетного момента Тр=158 Нм значительно меньше величины номинального вращающего момента 710 Нм, который может передавать муфта. Это обеспечит ее работу с запасом прочности. Чтобы чрезмерно не увеличивать размеры и вес быстроходного вала редуктора, примем диаметр его входного конца минимально возможным, т.е. увеличим его предварительное значение с dВ1=30,3 мм до dВ1=45мм. По таблице 10.1 [3] принимаем длину входного участка быстроходного вала (для исполнения 1) lВ1=110мм.
Диаметр вала в месте посадки подшипника dП1 = dВ1+2tцил , где tцил = 4 мм (таблица 8.3 [3]).
dП1=45+24=53 мм. Значение dП1 округляет до числа, кратного 5: dП1=55мм.
Диаметр буртика подшипника
dБП1= dП1 + 3r = 55 + 3 3 = 64мм (величина r=3мм взята из таблицы 8.3 [3]); принимаем dБП1= 65мм.
Длина посадочного участка вала под подшипник со стороны входного конца:
ℓП1 1,4 dП1 = 1,4 55 = 77мм. По таблице 1.1 [3] округляем ℓП1 до 80мм.
Проектировочный расчет промежуточного вала
Предварительное значение диаметра вала под колесо
dК2= , гдеТ2 = 417,5 Нм; [K]= 10…15 МПа.
dК2= мм;dК2= 55мм (Таблица 1.1 [3]).
Примем диаметр промежуточного вала в месте посадки подшипника
dП2 = dК2 = 55мм. Предварительное значение диаметра буртика подшипника промежуточного вала dБП2 = dП2 + 3r = 55 + 3 3 = 64мм; dБП2 = 65мм.
Проектировочный расчет тихоходного вала
Предварительное значение диаметра выходного конца тихоходного вала:
dВ3 = , гдеТ3= 1102,3 Нм; к = 20…25 МПа;
dВ3 = мм;dВ3=60мм; ℓВ3=105мм (таблица 8.1 [3]);
dП3 = dВ3 +2 tцил = 60 + 2 3,5 = 67мм; dП3 = 70мм.
dБП3 = dП3 + 3 r = 70 + 3 3 = 79мм; dБП3 = 80мм. dК3 = dП3 = 70мм.
lП3 = 1,2 dБП3 = 1,2 70 = 84мм. Округляем lП3 до 85мм.
Выбор конструктивной формы колес и расчет элементов корпуса
редуктора
Форма зубчатых колес зависит от типа производства и схемы редуктора. В единичном или мелкосерийном производстве при изготовлении цилиндрических колес длину ступицы ℓст посадочного отверстия колеса желательно принимать равной или больше шириныb2зубчатого венца(ℓст b2). Принятую длину ступицы согласуют с диаметром посадочного отверстияdК2 (dК3):
ℓст = (0,8…1,5) dК2,обычно ℓст = (1,0…1,2) dК2.
При ℓст>b2 выступающую часть ступицы располагают по направлению действия осевой силы в зацеплении. Диаметр ступицы для стали:dст=(1,5…1,55)dК .
Рассчитаем размеры ступицы:
для промежуточного вала: ℓст2 = (0,8…1,5) 55=44…82,5мм>b2 =42 мм. Примемℓст2 = 56мм;dст2=(1,5…1,55)55 = 82,5…85,3 мм. Примемdст2=85 мм;
для выходного вала: ℓст3 = (0,8…1,5) 70=56…105мм.Примемℓст3 = b4 = 90мм;dст2=(1,5…1,55)70 = 105…108,5 мм. Примемdст2=105 мм;
По рекомендациям из 1толщина стенки корпуса:
= 1,12 = 1,12мм; = 7мм ( 6мм).
Внутренний зазор корпуса х = (1,1…1,2) = 7,7…8,4мм. Примемх=8мм.
Расстояние между дном корпуса и поверхностью колеса b0 4х; b0 = 32мм.
Рисунок 3 – Эскизный проект редуктора
Предварительно выбираем шариковые радиальные подшипники легкой серии (таблица 9.3 [3])
Обозначение подшипника | Размеры, мм | Грузоподъем-ность, кН | ||||
d | D | B | Cг | C0г | ||
Быстроходного вала | 211 | 55 | 100 | 21 | 43,6 | 25 |
Промежуточного вала | 211 | 55 | 100 | 21 | 43,6 | 25 |
Тихоходного вала | 214 | 70 | 125 | 24 | 61,8 | 37,5 |
Проверка конструктивных ограничений
Определим условие размещения подшипников валов тихоходной ступени
а2 (D2 + D3) /2 +ΔПТ, гдеΔПТ =2 = 2мм
а2 = 220 > (100 + 125) / 2 + 20,8 = 133,3мм - условие выполняется.
Условие размещения колеса быстроходной ступени:
а1 (D1 + D2) /2 +ΔПБ, гдеΔПБ =2 = 2мм.
2 + 140 > (100 + 100) / 14,9 = 114,9мм - условие выполняется.
Смазка подшипников
При окружной скорости вращения V = 1,8м/с> 1м/с подшипники качения смазывают брызгами масла, залитого в редуктор для смазки передач.
Эскизный проект приведен на рисунке 3.
- Министерство сельского хозяйства
- Предисловие
- Введение
- 1 Расчет привода ленточного конвейера (с двухступенчатым цилиндрическим редуктором)
- 2 Ступень - цилиндрическая прямозубая.
- 1.1 Выбор электродвигателя
- 1.2 Расчет цепной передачи
- 1.3 Определение передаточного числа, кинематических и силовых параметров редуктора
- 1.4 Выбор материала и определение допускаемых напряжений для второй прямозубой ступени редуктора
- 1.5 Выбор материала и допускаемых напряжений для первой косозубой ступени редуктора
- 1.6 Расчет второй цилиндрической прямозубой ступени редуктора
- 1.7 Расчет первой цилиндрической косозубой ступени редуктора
- 1.8 Эскизное проектирование редуктора
- 1.9 Расчет шпоночных соединений
- 1.10. Проверочный расчет валов
- 1.11 Расчет подшипников качения
- 1.12 Смазка редуктора
- 1.13. Ориентировочные размеры корпусных деталей
- 2 Расчет привода с коническим редуктором
- 2.1 Выбор электродвигателя
- 2.2 Расчет клиноременной передачи
- 2.3 Определение передаточного числа, кинематических и силовых параметров редуктора
- 2.4 Выбор материала и определение допускаемых напряжений для ступеней редуктора
- 2.5 Расчет конической прямозубой ступени редуктора
- 3 Расчет привода с двухступенчатым червячным редуктором
- 3.1 Подбор электродвигателя и определение передаточного числа привода
- 3.2 Определение передаточного числа, кинематических и силовых параметров редуктора
- 3.3 Расчет второй ступени червячной передачи
- 3.4 Проверочный расчет червячной передачи на прочность по контактным напряжениям
- 3.5 Проверочный расчет по напряжениям изгиба
- 3.6 Определение геометрических размеров червячной передачи
- 3.7 Тепловой расчет второй ступени
- 3.8 Расчет первой ступени червячной передачи
- Список литературы