logo
расчет_привода_(примеры)

1.10. Проверочный расчет валов

После установления в проектируемом приводе конструкции валов, размеров и схемы нагружения производят проверочный расчет на усталостную прочность. Порядок расчета следующий: составить расчетную схему, определить реакции опор, построить эпюры изгибающих и крутящих моментов, установить «опасные» сечения, подлежащие проверке на прочность, для каждого сечения определить расчетные коэффициенты запаса прочности S и сравнить их с допускаемыми значениями [S] 1,5…2.

S = [S] (формула 15.3,[2]),

где S и S - коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям соответственно.

S = , S=(формула 15.4,[2]),

где а, m и а, m – амплитуды и средние значения напряжений циклов нормальных и касательных напряжений;  и  - коэффициенты, учитывающие влияние среднего значения напряжения циклов нормальных и касательных напряжений на усталостную прочность вала.

Расчет тихоходного вала

Определение реакций опор

Ft4 =6889,4 H; Fr4 =2507,7H;

FM2 = 250= 250 Н – окружная сила муфты [2].

Расстояния между точками приложения сил (см. рисунок 4):

7 = 136мм; 8 = 7мм; 9 = 138мм.

Рассмотрим реакции от сил Ft4 , Fr4 , и FM2 , действующих:

а) в вертикальной плоскости:

МE = 0; RFY(ℓ9 + ℓ8) – Fr49 = 0; RFY = 1663,8 Н.

МF = 0; REY(ℓ9 + ℓ8) Fг48 = 0; REY = 843,9 Н.

RY = 0;

Проверим правильность расчетов:

REY + Fr4 RFY = 0; -843,9 + 2507,7 – 1663,8 = 0;

б) в горизонтальной плоскости:

МE = 0;

Ft4 9 – R(ℓ9 + ℓ8) + FM2(ℓ9 + 8 + ℓ7) = 0. R= 9156,1 H.

МF = 0; R(ℓ9 + ℓ8) + Ft48 + FМ27 = 0; R = 7745,5 Н.

∑ RХ = 0;

RFt4 + R + FM2 = 0; 7745,5 – 6889,4 – 9156,1 + 8300 = 0.

Определение суммарных реакций опор

RF = H.

RE = H.

Рисунок 4 – Схема нагружения выходного вала и эпюры моментов

Определение запаса сопротивления усталости

Для тихоходного вала предполагаемым опасным сечением считаем С – С под колесом (концентрация напряжений от шпоночного паза).

Для С – С изгибающий момент равен:

МС-С = Нм,

где M(C-C)X = REX 9 = 7745,5 0,138 =1068,9 Нм; M(C-C)Y = REY 9 = 116,9 Нм.

Крутящий момент ТС-С = 1102,3 103 Нмм.

Материал вала: выбираем сталь 40Х улучшенную, В=850МПа, T=550МПа (таблица 4.1 [3]). Предел выносливости по нормальным напряжениям:

-1 = (0,4…0,5)в = 0,45 850 = 382 МПа (формула 15.7, [2]).

Предел выносливости по касательным напряжениям:

-1 (0,2…0,3)в 0,58 -1= 0,58 382 =212 МПа (формула 15.7, [2]).

Напряжение изгиба

a = Ми / Wи = МС-С / Wи ,

где Wи = d3/32 – b t1 (dt1)2/2d – момент сопротивления сечения изгибу (таблица 8.20 [3]).

Wи = 703 / 32 – 20 7,5 (70 – 7,5)2 / (2 70) = 29471,6 мм3.

a = 1075200 / 29471,6 = 36,5 МПа.

Напряжение кручения:

= ТC-C / Wк ,

где Wк = d3/16 – b t1 (dt1)2/2d – момент сопротивления сечения кручению (таблица 8.20 [3]).

Wк = 63128,45 мм3, b = 20мм, t1 = 7,5мм. (см. раздел 1.9)

= 1102300 /63128,45 = 17,46 МПа.

S = ,

где К = 1,8 (таблица 8.13 [3])  эффективный коэффициент концентрации напряжения при изгибе;

К = 1,7 (таблица 8.13 [3])  эффективный коэффициент концентрации напряжения при кручении для шпоночного паза;

Кd =0,67 (таблица 8.15 [3]) – масштабный фактор при dК3 = 70мм;

КF = 1 (таблица 8.18 [3] для шлифованного вала) – фактор шероховатости;

= 0,15, = 0,1  для легированных сталей (таблица 8.19 [3])  коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости.

По рекомендации ([2], формула 15.5) принимаем:

m = 0; а = и = 36,5 МПа; m = а = 0,5 = 0,5 17,46 = 8,73 МПа.

S =

S = .

S = [S].

По полученным результатам можно сделать вывод, что запасы прочности валa в опасном сечении достаточны.