logo
Пособие «Гаражи-стоянки для легковых автомобиле

3.1. Зона хранения автомобилей.

Зона хранения включает: места хранения (машино-места) и внутригаражные проезды.

При проектировании зоны хранения автомобилей факторами, определяющими размеры мест хранения и внутригаражных проездов, являются габариты автомобилей и наименьшие радиусы их поворотов.

В таблице 2 ВСН 01-89 легковые автомобили отнесены к 1 категории с габаритными параметрами в размере: до 6 метров - длина, до 2,1 метров - ширина.

Габариты легковых автомобилей с учетом уточнений по таблице 1 Пособия к МГСН 5.01.94* Выпуск 1 приведены в таблице 4.

Параметры зоны хранения определяются двумя основными показателями: общей площадью мест хранения и площадью, занимаемой внутренними проездами.

Общая площадь мест хранения - это суммарный показатель, определяемый количеством и габаритами машино-мест.

Для определения минимально необходимой площади машино-места, кроме габаритов горизонтальной проекции автомобиля, необходим учет параметров защитных зон, приведенный в таблице 5.

Таблица 5

Параметры защитных зон.

Защитные зоны

Расстояние, м

От продольной стороны автомобиля до стены

0,5

От торцевой стороны автомобиля до стены

0,5

Между автомобилем и колонной

0,3

От торцевой стороны автомобиля до ворот

0,5

Между продольными сторонами автомобилей

0,6

Таблица 4

Габариты легковых автомобилей.

Класс автомобиля

Модели представители

Габаритные размеры, мм

Минимальный габаритный радиус, мм

длина

ширина

высота

Легковые особо малого класса

«Ока», «Таврия»

3800

1450

5500

Легковые малого класса

«Жигули», «Москвич», «Ford-Escort», «Volkswagen» и др.

4400

1500

5500

Легковые среднего класса

«Волга», «Audi», «BMW», «Mercedes-Benz» (С200, С320)

4950

1500

6200

Микроавтобусы особо малого класса, и класса джип

«РАФ», «УАЗ», «ГАЗ» (Автолайн), «Jeep»

2200

6900

Примечание: При проектировании гаражей - стоянок для автомобилей других марок следует руководствоваться их габаритами, указанными в паспортах.

Общая площадь мест хранения зависит также от размещения автомобиля в зоне хранения и способов хранения и парковки.

Известно два способа парковки автомобиля на место хранения: тупиковый, предусматривающий въезд задним ходом, выезд - передним, (или наоборот), и прямоточный, при котором въезд на место хранения и выезд осуществляется передним ходом (Рис. 1).

Рис. 1. Способы парковки автомобилей

а) тупиковый, б) прямоточный.

Так как принимаемый в гаражах - стоянках для индивидуального автотранспорта способ хранения должен обеспечивать независимый въезд - выезд всех автомобилей, прямоточный способ парковки в них практически не применяется, несмотря на более удобную схему движения без пересекающихся или встречных путей. Причиной этому служит неэкономичный расход площади, в связи с обязательной в этом случае однорядной расстановкой автомобилей.

В гаражах - стоянках для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, как указываюсь выше, применяются: манежный, боксовый и ячейковый (в автоматизированных гаражах) способы хранения.

Рис. 2. Способы хранения автомобилей

а) боксовое; б) манежное; в) ячейковое.

В таблице 6 приведены схемы минимальных по площади машино-мест для легковых автомобилей малого, среднего класса и класса «Джип», для манежного и боксового хранения, с учетом их расположения в разных частях помещения хранения.

Таблица 6

Параметры мест хранения.

Класс автомобилей

Габариты автомобиля, мм

Габариты машино-места, мм

Боксовое хранение

Манежное хранение

Угловое расположение

Рядовое расположение

Рядовое расположение у колонны

Малый

Средний

«Джип»

В соответствии с углом между продольными осями автомобиля и проезда при организации зоны хранения используются прямоугольная и косоугольная схемы (рис. 3).

Рис. 3. Схемы расстановки автомобиля в зоне хранения

а) прямоугольная; б) косоугольная

При проектировании гаражей - стоянок с боксовым хранением применяется прямоугольная схема организации мест хранения. При манежном хранении может быть использована любая схема расстановки в соответствии с конкретным проектным решением. От применения той или иной схемы зависит минимально допустимая ширина внутригаражного проезда (таблица 7).

Таблица 7

Ширина внутригаражного проезда.

Типы автомобилей, класс

Ширина внутригаражного проезда, м

При установке передним ходом

При установке задним ходом

Без дополнительного маневра

С маневром

Без дополнительного маневра

Угол установки автомобиля к оси проезда

45°

60°

90°

45°

60°

90°

Легковые особо малого класса

2,7

4,5

6,1

3,5

4,0

5,3

Легковые малого класса

2,9

4,8

6,4

3,6

4,1

5,6

Легковые среднего класса

3,7

5,4

7,7

4,7

4,8

6,1

Микроавтобусы особо малого класса, и автомобили класса «Джип»

3,8

5,8

7,8

4,8

5,2

6,5

Ширина внутригаражного проезда может быть уменьшена на 0,15; 0,3; 0,45 и 0,6 метра при соответствующем увеличении защитных зон (см. таблицу 5) на 0,1; 0,2; 0,3 и 0,4 метра.

В помещениях хранения манежного типа расстояние от колонны до ближайшей границы проезда рекомендуется принимать около 0,5 метра.

На рисунке 4 представлены фрагменты планов зон хранения с различной расстановкой автомобилей среднего класса с габаритами машино-мест при минимальных параметрах зон безопасности и внутренних проездов.

Рис. 4. Фрагменты планов расстановки автомобилей среднего класса:

а) боксовое хранение;

б) манежное хранение, расстановка под углом 90°;

в) манежное хранение, расстановка под углом 60°;

г) манежное хранение, расстановка под углом 45°.

На рисунке сечение колонн каркаса приняты 300×300 мм, толщина межбоксовых перегородок - 150 мм. Автомобили устанавливаются на места хранения задним ходом без дополнительного маневрирования. На рисунке приведены также показатели: S1 - площади 1 машино-места и Sобщ - общей площади зоны хранения 10-ти автомобилей.

На диаграмме (рис. 5) приведено сравнение значений коэффициента К1 и показателей общей площади зоны хранения, мест хранения, внутригаражного проезда и машино-места, рассчитанных для фрагментов плана расстановки 10 автомобилей среднего класса.

Манежное хранение

90°

60°

45°

Боксовое хранение

Общая площадь зоны хранения

226,95

246,72

263,76

283,69

Общая площадь мест хранения

138,9

138,04

136,83

175,53

Площадь внутригаражного проезда

81,44

75,22

69,22

94,56

Площадь машино-места

13,89

13,80

13,68

17,55

К1

0,612

0,559

0,519

0,619

Рис. 5. Сравнение значений К1 и планировочных показателей зон хранения с различными способами хранения и схемами расстановки.

Прямоугольная расстановка, по сравнению с косоугольной, требует большей ширины проезда. Несмотря на это, по расходу площади на 1 машино-место она экономичнее, так как при косоугольной расстановке удлиняется внутренний проезд, и появляются «неиспользуемые» треугольные участки между торцевой стороной горизонтальной проекции автомобиля и границей проезда. Прямоугольная расстановка позволяет автомобилю выезжать с места хранения и въезжать на него с двух сторон проезда, тогда как при косоугольной - только с одной.

При компоновке плана зоны хранения принимают одну из следующих схем расстановки:

- линейную однорядную с расстановкой автомобилей с обеих сторон (как исключение - с одной стороны) внутреннего проезда;

- многорядную, при которой используется не один, а несколько внутренних проездов;

- криволинейную в плане (кольцевую) с расстановкой автомобилей с обеих сторон (как исключение - с одной стороны) внутреннего проезда;

- комбинированную, в которой сочетаются приведенные выше приемы расстановок.

От размещения мест хранения, внутригаражных проездов и принятой схемы расстановки зависит организация движения автомобилей в пределах зоны хранения и, как следствие, удобство эксплуатации автостоянки.

Для успешной организации движения важны следующие критерии, которые рекомендуется учитывать при разработке проекта:

- обеспечение одностороннего движения во всех проездах;

- организация движения с левыми кривыми (для стандартных автомобилей с рулем расположенным слева);

- максимально возможное исключение пересечений отдельных направлений движения, так как на этажах может быть ограничен обзор из-за опор, лестничных клеток, лифтовых шахт, технических помещений и других устройств;

- обеспечение для выезжающих автомобилей (особенно на этажах большой протяженности) кратчайших путей к выездным рампам путем устройства между рядами поперечных проездов, соединяющих один продольный ряд с другим.

От планировочного решения и параметров зоны хранения в значительной степени зависят и экономические показатели гаража - стоянки, в том числе, стоимость машино-места, которая находится в прямой зависимости от значения коэффициента К1, являющегося основным показателем рентабельности проектного решения гаража - стоянки.

С точки зрения уменьшения значения коэффициента К1, особенно актуальным становиться точное соответствие габаритов здания, шага колонн, величины пролетов минимально допустимым габаритам мест хранения и внутригаражных проездов или применение большепролетных конструкций с организацией пространств, свободных от внутренних опор несущих конструкций.

Высота помещения хранения для автомобилей особо малого, малого и среднего классов в подземных и надземных гаражах - стоянках рампового типа должна быть не менее 2,0 метров от пола до низа выступающих конструкций или подвесного оборудования (п. 2.2 МГСН 5.01-94*). При этом необходимо учитывать увеличение в личном пользовании количества крупногабаритных автомобилей типа «Джип», для которых высота этажа должна быть увеличена до 2,2 ÷ 2,4 метра от чистого пола до низа выступающих конструкций.

В механизированных и автоматизированных гаражах - стоянках (при условии использования специальных устройств установки автомобилей на место без запуска двигателя) высота этажа может быть снижена до 1,8 метра при хранении автомобилей среднего класса. В случае хранения автомобилей типа «Джип» - до 2,3 метра.