I. Введение. Состояние и тенденции развития.
Факторы и тенденции развития бизнеса, влияющие на логистику и УЦП:
- усиление конкуренции и глобализация бизнеса
- повышенные требования к качеству продукции и сервиса
- все более индивидуализированные запросы и ожидания потребителей
- короткие жизненные циклы продуктов и технологий
- возрастание экологических требований и стандартов
- повышенные ожидания прибыли акционерами
- реинжиниринг структур и пролцессов
- расширение производства «под заказ»
Парадигмы логистики и УЦП:
1970-е – функциональная (логистика)
1980-е-90е – ресурсная (логистика, УЦП)
2000-е – инновационная (УЦП)
Идеология УЦП:
Поставщик – производитель – дистрибьютор – ритейлер – покупатель
УЦП система:
- синхронизация ключевых бизнес-процессов в ЦП на основе информационных интеграций
- выравнивание и минимизация запасов в ЦП
- минимизация времени выполнения заказа
- быстрая реакция на запросы потребителей
- уменьшение неопределенности и рисков в ЦП
Стандарты ELA/ECBL компетенций по лог-ке и УЦП – 2005:
УЦП – это организация, планирование, контроль и регулирование товарного потока, начиная с получения заказа и закупки сырья и материалов для обеспечения производства товаров, и далее через произ-во и распределение доведение его с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка.
Лог-ка – это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия с таким движением и размещением, в пределах экономической с-мы, созданной для достижения своих специфических целей.
УЦП – это системный подход к интегрированному планированию и управлению потоками информации, материалов/товаров и услуг от поставщиков до конечных потребителей. Для фирмы внедрение УЦП означает ведение бизнеса на принципах стратегического взаимодействия с поставщиками и клиентами. Отличие УЦП от традиционных форм орг-ии и управления предприятием – в синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информац каналов с поставщиками и клиентами по всей ЦП.
Концепция УЦП:
- Конечный потребитель – главный инвестор ЦП. Участники ЦП лишь перераспределяют деньги инвестора между собой.
- Прибыльность каждого элемента цепи – единственный залог стабильного и успешного функционирования любой цп.
- Оптимизация условий д/создания потребительской ценности – основное содержание уцп.
- Конкурентоспособность цепи в целом: конфигурация цепи, бизнес-процессы внутри цепи, эффективность взаимодействия звеньев.
- Конкурентосп отдельных звеньев: внутренние процедуры, организационные структуры.
Повышение конкурентосп цепи – главный фокус уцп.
Цепи управления цп:
- улучшение удовлетворенности потребителей
- улучшение глобальной прозрачности цп
- уменьшение общих затрат
- улучшение точности и достоверности бизнес-инф-ии
- расширение мощности планирования и использования ресурсов.
Способы достижения целей:
- детальный анализ существующих бизнес-проц
- разработка улучшенных процессов в цп, основанных на использовании лучшей практики, процессов, удовлетворяющих требования класса А сертификации; процессов, удовлетвор требованиям полном CS интеграции
- изменение способов ведения бизнеса, управляемых локально
- изменение поведения: на более проактивное и дисциплинированное, на большую информированность всех контрагентов цп
- обучение персонала новым процессам
- использование новых технологий поддержки информац потоков в цп
Основные элементы концепции уцп:
- сетевая структура цп
- информационные уцп технологии
- совместное планирование и управление
- кооперация и взаимодействие
Управление бизнесом на основе уцп:
интеграция и кооперация контрагентов в цепи создания ст-ти => моделирование и реинжиниринг ключевых бп => с-ма интегрированного планирования и управления => общая уцп информационная платформа
Пять уровней эволюций ЦП (интра-интер):
- функции/процесс – фокус на: I. внутреннюю интеграцию
- интра-компания - фокус на: II. корпоративное совершенствование
- интер-компания - фокус на: III. взаимодействие с партнерами
- аутсорсинг – фокус на: IV. взаимодействие в цепи ценности
- общая бизнес-система: фокус на: V. полная сетевая связность
Экономический эффект от внедрения уцп:
направления:
- увеличение кол-ва заказов и повышение стабильности спроса
- снижение страховых запасов (замена запасов точной информацией)
- снижение рисков и повышение надежности планов и поставок
- снижение накладных и трансакционных издержек
источники повышения эффективности:
- повышение точности планирования за счет единых информац каналов, синхронизация бп, совместного прогнозирования спроса, сокращения времени вывода новых изделий на рынок
- повышение качества оперативного управления за счет непрерывного мониторинга всей цп, своевременного определения отклонений и нарушений в функционировании цп
- сокращение части затрат на маркетинг и лог-ку за счет ликвидации бп, связанных с неопределенностью в закупках, складировании и сбыте
лучшие решения дают:
- улучшение обслуживания на 5-25%
- уменьшение ошибок в прогнозировании на 50-60%
- уменьшение запасов 10-50%
- уменьшение времени цикла 30-70%
«Объектный взгляд на цепь поставок
Цепь поставок (уровень intra компании) – это 3 или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя.
Цепь поставок – это связанная структура бизнес-единиц, объединенная отношениями «поставщики – фокусная компания – потребители в процессе создания и реализации товаров, имеющих ценность для конечного потребителя, в соответствии с требованиями рынка.